Авто Расследования

Россию ждут таксистские войны

13 3603

«Вам машинку на ближайшее время? Ждите в течение получаса», — эту стандартную фразу слышал каждый, пытавшийся заказать в столице такси по телефону. До недавних пор огромный мегаполис не давал возможности уехать, быстро подорвавшись, ну, разве что, с руки «фару» поймать на остановке. 

Появление онлайн-сервисов позволило решить данную проблему: к заказчику отправляется ближайший автомобиль, который видно на карте, причём ему будет не старше трёх лет. Гадать, приедет ли вовремя вызванное авто, больше не надо. 

Упали и расценки на извоз, вот только довольны этим не все. В первую очередь, расстроены владельцы оффлайн-служб и сами таксисты. Точнее, некоторая их часть: те, кто продолжает работать в «олдскул» формате: с рациями, диспетчерами и телефонами. Свои претензии они активно доносят до властей, и в некоторых странах, например, во Франции, Германии и Нидерландах работа Uber уже вне закона. 

В России у представителей «старой таксистской школы» пока ничего не выходит. В причинах этого, а так же во всех pro et contra онлайн-сервисов, пытался разобраться корреспондент «Ридуса».

1 Забастовка таксистов во Франции © Twitter.com

Требуется дипломированный водитель 

Масштабные забастовки таксистов заставили французские власти поставить Uber вне закона. Причина недовольства парижских извозчиков объяснялась весьма просто. 

Стать таксистом во Франции весьма недёшево: жетон, позволяющий заниматься извозом, стоит около 200 тысяч евро в год, и деньги эти надо «отбить». Uber же позволяет работать водителям без жетона, соответственно, и затраты у работников онлайн-сервиса много ниже, чем у их оффлайн-конкурентов.

Проблему лицензирования водителей пытались поднять и владельцы российских традиционных служб такси, однако наша действительность сильно отличается от французской. 

Патенты для российских таксистов стали обязательными с июля 2012 года, вот только получить его стоит… ни копейки. Достаточно собрать все необходимые документы, представить машину жёлтого цвета и — вуаля: вы стали дипломированным таксистом. Если у вас нет времени на всю эту бюрократию — в Сети вы легко найдёте сотни посредников, готовых решить за вас всю бумажную волокиту.

Если Вам необходимо в кратчайшие сроки оформить лицензию на такси и у Вас нет времени либо желания открывать ИП, или перекрашивать свою машину в желтый цвет, звоните нам, от Вас требуется выслать на электронную почту или подвезти к нам в офис копию СТС (свидетельства транспортного средства) и копию паспорта собственника ТС (транспортного средства) и наши специалисты окажут Вам всю необходимую помощь в получении лицензии на такси. В максимально сжатые сроки, без открытия ИП, на любой цвет автомобиля, любой регион, по самой низкой цене, абсолютно легально и без подводных камней и дополнительных переплат, из рекламного предложения с одного из сайтов-посредников.

Цена на подобные услуги составляет около пяти тысяч рублей, ровно столько же составляет и штраф за работу без лицензии. Конечно, доказать факт незаконного извоза достаточно сложно: нужная контрольная закупка и прочие необходимые действия, однако большинство водителей предпочитают не рисковать: давно оформили ИП и получили лицензии. В этом плане водители российского Uber ничем не отличаются от своих оффлайн-коллег, тем более, что большая часть из них и пришла на работу в модный сервис из традиционных компаний.

2 © Евгений Биятов/РИА Новости

Тариф «нечестный»

Главное, что волнует российских владельцев служб такси старого формата, — низкие цены на извоз у онлайн-служб. Стоимость поездки на такси нового поколения нередко в два или три раза ниже, чем у «олдскул-извозчиков», проверено на личном опыте. Голосуя кошельком, клиенты выбирают такси нового поколения, и владельцы оффлайн-сервисов остаются, как говорится, на бобах. Отсюда и недовольство. В Петербурге они и вовсе пытались «натравить» антимонопольную службу не только на Uber, но и GetTaxi и Yandex.

Сегодня эти компании необоснованно занижают тарифы. Стоимость поездки в 50 рублей установлена с целью захвата рынка и нарушает закон о защите конкуренции. Компании доплачивают водителям суммы, превышающие стоимость самих поездок. Власти обязаны обратить внимание на эти сервисы, проверить их и установленные тарифы. По сути, сейчас они разрушают рынок, и петербургские компании-перевозчики могут остаться без бизнеса, пояснил свою позицию директор некоммерческого партнёрства
«Петербургское такси» Александр Холодов.

На счастье пассажиров, ничего из этой затеи не вышло. ФАС не нашла нарушений закона в деятельности онлайн-такси. Об этом заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский, отметив, что сам пользуется одним из этих сервисов, поскольку это очень удобно.

3 © facebook.com

Безопасное хранение данных

У нас небольшая проблема с сервером… Оп-па! Уже большая! — реальная история

Забить гвоздь в крышку гроба Uber мог бы закон о хранении персональных данных россиян на российских же серверах. Не зря, по данным газеты «Коммерсант», представители Ассоциации европейского бизнеса попросили Владимира Путина отсрочить наказание за его неисполнение. В случае с Uberом, речь идёт о банковских картах. 

Однако, чаяниям отечественных «олдскул-извозчиков» сбыться было не суждено. Согласно официальному заявлению Uber, компания уже занимается техническими вопросами переноса персональных данных наших соотечественников на российские серверы. Пресс-служба Uber отметила, что закон, обязывающий компании хранить персональные данные россиян только на территории страны, никак не повлияет на отношения с российскими партнерами и клиентами.

Получается, что никаких законодательных или бюрократических препон для работы Uber в России нет, и на данный момент не предвидится. Впрочем, это — беспокоит лишь владельцев таксопарков, а что думаю сами водители?

4 © РИА Новости

Никто не ждёт тебя так сильно, как таксисты на вокзале

Вдоволь покатавшись на Uberе несколько последних месяцев, автору данных строк удалось выделить три типа водителей, работающих на онлайн-сервис. У каждого из них своё видение ситуации.

Во-первых, это — местные профессиональные таксисты, перешедшие в Uber из оффлайн-служб. Именно они, в первую очередь, недовольны появлением такси нового типа.

За приглашение своих френдов к использованию приложения, Uber дарит 500 рублей на поездку. 

«Раньше минимальный вызов был 500 рублей, — рассказывает водитель Дмитрий, перешедший в Uber из одной из старых компаний. — Теперь минимальная поездка — 150 рублей. Приходится постоянно ездить, брать больше заказов, чтоб зарабатывать те же деньги».

Если суммировать все претензии таксистов «старого поколения», то они сводятся к тому, что раньше можно было часами стоять, ожидая выгодного клиента у вокзалов, гостиниц и популярных мест отдыха. Нынче же подобная стратегия не работает: найти дурака, готового заплатить втрое выше тарифа, становится всё сложнее, а Uber выплачивает бонусы за количество исполненных заказов. Вот и приходится постоянно ездить, а не стоять у обочины, попивая кофеёк и поджидая выгодных клиентов.

Вторая категория — граждане в поисках подработки, «бомбилы» поневоле. Такие водители работают извозчиками постольку-поскольку, пополняя свой бюджет время от времени, в свободное от основной работы время. Такие таксисты не могут однозначно выразить своё мнение в отношении онлайн-сервиса. С одной стороны, они зарабатывают много меньше тех, кто тратит на извоз целый день: те самые премии за количество заказов становятся трудновыполнимыми. С другой — теперь им не нужно искать «грачей», 15 процентов от стоимости заказа они считают нормальной платой за «подгон» пассажиров.

«Я работаю в такси, примерно, с трёх часов дня и до восьми-девяти вечера, — рассказывает Алексей. — Денег выходит не слишком много, но это лучше, чем ничего. К тому же есть уверенность, что с деньгами не кинут. Оплата идёт по безналу, пассажир с пустым кошельком просто не сможет машину себе вызвать».

Новым веянием в заказе такси полностью довольны таксисты-гастарбайтеры.

«Меньше пяти тысяч рублей в день я не зарабатываю. Заказы — один за другим сыпятся, одного отвёз, другого сразу же тут же забрал. Меньше 30 заказов за 10−12 часов у меня не бывает. Каждые 20 заказов — 2,5 тысячи рублей премия мне целиком на карман», — делится своими радостями Ильяс. Он работает на машине, взятой в прокат прямо в Uberе. По его словам выходит, что два дня в неделю он тратит, чтобы «отбить» стоимость аренды автомобиля и бензина, ещё четыре дня он работает на себя.

Полгода работаю уже, ни разу меньше ста тысяч в месяц ещё не заработал, в обычном такси так не получалось. Главное — ездить, не лениться,резюмировал своё отношение таксист Ильяс.

Выходит, что Uber встал поперёк горла лишь ленивым таксистам да жадным владельцам оффлайн-служб? Похоже на то. На днях онлайн-такси снизило расценки на трансфер до столичных аэропортов. Теперь стоимость такой поездки составит лишь 1000 рублей, расценки «олдскул-такси» куда выше, и зачастую зависят от времени, проведённого в дороге. Таким образом, если представители «старой школы извозчиков» не смогут найти поводов для запрета деятельности такси нового поколения в России, их дни в крупных городах, видимо, сочтены. Главное, чтобы после их исчезновения, онлайн-сервисы не повысили стоимость своих услуг.