Экономика

Рост закредитованности регионов подрывает стабильность экономики

2 187

К примеру, данная сумма равна годовому бюджету Республики Карелия в 2014 году и половине бюджета Камчатского края. Эксперты ОНФ подсчитали, что на эти деньги можно построить пять современных онкоцентров или почти 200 детских садов на 150 мест каждый. Больше всех переплатят Саратовская и Рязанская области – 5,2 млрд. руб. и 4,6 млрд руб. соответственно.

За 10 месяцев 2014 года предел допустимой задолженности преодолели 12 регионов, которые взяли коммерческих кредитов на 66 млрд руб. К 7 регионам: Республике Мордовия, Чукотскому автономному округу, Белгородской области, Республике Ингушетия, Вологодской области, Северной Осетии – Алания, Саратовской области, выявленным ОНФ в марте 2014 года добавились еще 5 регионов. Это Смоленская (109,3%), Костромская (114,8%), Рязанская (123,3%), Псковская (101,8%) области, Республика Карелия (110,2%). Таким образом, общее число регионов, где долги превысили годовой доход, к ноябрю достигло уже 12. Основные причины этого – расточительная политика губернаторов и формальное исполнение Правительством поручений президента в этой сфере.

Проблему высокой закредитованности регионов неоднократно поднимал президент РФ Владимир Путин. Но действия правительства, предпринимаемые по недопущению падения регионов в долговую яму крайне недостаточны. Еще в марте 2014 года кабинет министров изменил правила предоставления субсидий на региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов. Теперь распределение субсидий закрепляется федеральным законом о бюджете, а в поддержку Минфину контролировать процесс поручено также Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

В августе Правительство во исполнение поручения Президента о замещении бюджетными кредитами долгов регионов по коммерческим кредитам, а также о дополнительных ограничениях роста госдолга субъектов РФ, разрешило предоставлять регионам бюджетные кредиты по 0,1% годовых на покрытие коммерческих кредитов. Однако условия получения бюджетных кредитов на эти нужды установило слишком жесткие – регион должен уже к 2017 году снизить дефицит бюджета до 10% суммы его доходов, а также сократить кредиты до 50% суммы доходов бюджета. Но подобные условия выдачи государственных кредитов невыполнимы для большинства закредитованных субъектов РФ, поэтому они и продолжают брать деньги у коммерческих банков, где ставки в 100 раз дороже.

«Кому нужен порядок замены коммерческих кредитов бюджетными, которым не могут воспользоваться наиболее нуждающиеся в них регионы? Фактически постановление правительства не работает. Это вынуждает субъекты РФ наращивать коммерческие займы, увеличивая нагрузку на и без того непростой бюджет. Поэтому действия правительства должны быть более адекватны сложившейся в регионах ситуации, которая возникла не без попустительства федеральных контролирующих органов. Мы предлагаем Минфину пересмотреть установленный порядок замещения кредитов», – отметил заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутат Госдумы Виктор Климов.