Правительство РФ в четверг одобрило продление программы материнского капитала до 2018 года. Сделано это по поручению президента, обозначенному в послании Федеральному собранию, напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его расчетам, теперь сертификаты смогут получить еще 1,5 млн семей. Специалисты по демографии такое решение приветствуют, хотя и отмечают, что многие граждане, планировавшие рождение второго и третьего ребенка в ближайшее время, уже осуществили данное намерение, чтобы уложиться в ранее объявленные сроки действия программы — она должна была завершиться в конце текущего года.
Материнский капитал стал одним из ключевых факторов, стимулирующих россиян к более активному производству потомства. Суммарный коэффициент рождаемости в стране с начала нового века вырос более чем на 60% и в этом году ожидается на уровне 1,78 (количество детей на каждую женщину). И темпы роста данного показателя быстрее, чем в любом развитом государстве. При этом заметное увеличение рождений второго и третьего ребенка в семье началось строго в 2007 году, с введением программы материнского капитала, и продолжается до сих пор.
В фарватере США
В этом году Россия может занять первое место по уровню рождения вторых детей, отмечает преподаватель кафедры демографии Института демографии НИУ ВШЭ Алексей Ракша. Но самая позитивная тенденция, по его словам, наблюдается в рождаемости третьих детей — с 1999 года она выросла в 2,5 раза. «Идет достаточно мощный подъем, и если ничего не изменится, в ближайшем будущем доля женщин, которые родят третьего ребенка, увеличится с 11% до 20% и выше. И даже по четвертым детям идет рост», — констатирует эксперт. При сохранении тенденции через 15 лет суммарный коэффициент рождаемости в России вплотную приблизится к 2, прогнозирует он.
Примечательно, что в этом отношении Россия все дальше уходит от Западной Европы, где большинство семей ограничиваются одним (максимум двумя) детьми, и приближается к США. Америка имеет очень высокий уровень рождаемости для развитых стран: уровень рождения там уже достиг более 2 детей на женщину и продолжает увеличиваться. Причем именно за счет большого количества детей во многих семьях, в то время как бездетность в стране для женщин поколения 1980-х гг. прогнозируется на уровне 15−16%. В России этот показатель составит порядка 12−14%, в Германии — больше 20%, в Японии — свыше 25%. «По структуре рождаемости мы становимся все более похожими на англоязычные страны, при том что до сих пор имеем бездетность ниже, чем на Западе, и есть прогнозы, что намного больше этот показатель не станет», — говорит Алексей Ракша.
Но, несмотря на такие позитивные данные, Россия все равно неуклонно приближается к глубочайшей демографической яме, и никакие меры государственной политики в данной области не смогут предотвратить беспрецедентный спад числа рождений, предупреждают эксперты. Хотя, разумеется, это вовсе не означает, что от них следует вовсе отказаться — совсем наоборот!
О количестве и качестве
Рассуждая о демографических тенденциях, необходимо разделять понятия «рождаемость» и «число рождений», поясняет Алексей Ракша. «По моему опыту, к сожалению, подавляющее большинство людей, в том числе и те, кто принимает решения, вплоть до глав субъектов, постоянно путают эти два понятия. А это очень важно, потому что рождаемость у нас растет и, скорее всего, будет расти, а вот число рождений, скорее всего, будет падать, причем достаточно быстро».
Чтобы понять сей парадокс, придется совершить небольшой экскурс в историю. На самом деле, показатели рождаемости практически непрерывно падали на протяжении всей истории СССР. Курс на индустриализацию, урбанизация, смена культурных ценностей привели к изменению модели семьи — рожать более двух детей стало неудобно с практической точки зрения (в городской квартире особо не развернешься) и немодно, особенно в старших возрастах. Правда, под конец своего существования советское государство всерьез озаботилось демографической проблемой, и наблюдалась пара всплесков рождаемости — в 1981 году, когда была введена политика по стимулированию рождаемости, женщинам стали предоставлять оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до года и другие льготы, а также после запуска антиалкогольной кампании.
Стоит отметить, что в то же время рождаемость в стране молодела — то есть первый ребенок у женщины появлялся все раньше и раньше, и в 1990-х годах это достигло апогея — первенца рожали в среднем в 21 год. Но затем грянула перестройка, и рождаемость резко упала. Одновременно все больше женщин стали откладывать рождение детей на более поздние возраста. В итоге в середине 1990-х годов произошел глубокий спад деторождения. Вот это эхо девяностых и отразится через 15 лет. К тому времени количество женщин репродуктивного возраста сократится примерно на 40%. И как бы ни росла рождаемость, число детей (производное рождаемости на количество женщин) неизбежно будет сокращаться.
«Мы не можем несколько миллионов женщин просто взять и переселить в Россию. Нам предстоит очень долгий, затяжной и беспрецедентный спад, причем с этим ничего сделать нельзя, никакой демографической политикой не исправить. По последнему (самому оптимистичному!) прогнозу, число рождений через 15 лет сократится примерно с 1 млн 940 тыс. до чуть более 1,5 млн., при том, что рождаемость вырастет, то есть суммарный коэффициент приблизится к двойке, что очень хорошо для развитых стран», — говорит Алексей Ракша.
В то же время чрезмерная концентрация на количестве населения сама по себе тоже довольно опасна. Имеет значение и вопрос его качества. Важно не только много родить, но и грамотно воспитать. «Для конкуренции государства на международной арене и для национальной безопасности существуют два фактора, которые необходимо учитывать, когда мы говорим о демографических проблемах. И это не только количество людей, которые появляются на свет. Ведь мы наблюдаем довольно часто ситуацию, когда столь долгожданные дети, вырастая, готовы разрушить и сжечь свой родной дом. То есть удельный вес молодежи в составе населения может оказаться опасным для социально-политической системы в том случае, если эта молодежь не обладает определенными заданными качествами», — поясняет старший научный сотрудник лаборатории политического консультирования факультета политологии СПбГУ Мария Коновалова.
Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Елизаров, в свою очередь, призывает государство подумать о дифференциации поддержки работающих семей и вообще переместить вектор повышенного внимания именно на данную категорию. «Бесконечная поддержка неработающих, бедных, маргинальных, непонятно как устроившихся в жизни, лишь бы они рожали, рожали, рожали, конечно, это далеко не совсем правильно. Надо ориентироваться в большей степени на поддержку тех семей, которые совмещают занятость, работу, получение образования с рождением и воспитанием детей», — резюмирует он.