Неопротестантские течения забили тревогу. Верующие полагают, что широкое толкование законодательного акта о миссионерской деятельности, который является частью принятого Госдумой в июле антитеррористического «пакета Ирины Яровой», лишает их конституционного права на свободу вероисповедания.
Этот вопрос был вынесен на повестку очередного заседания Общественной палаты РФ. Громкий «закон Яровой» обсудили эксперты в области права, сотрудники правоохранительных органов и религиозные деятели.
Статистика — прежде всего
Согласно новому закону, заниматься миссионерской
деятельностью от имени какой-либо
конфессии могут только «руководители
религиозной организации,
члены
ее коллегиального органа или
священнослужители».
Обычные
прихожане такого права лишились. Впредь,
чтобы проповедовать свои духовные
взгляды,
им необходимо
иметь на руках документ, подтверждающий
«полномочия на занятие миссионерством».
Вся эта бюрократия,
по мнению верующих, может способствовать нарушению двадцать
восьмой статьи Конституции — чиновники из-за своей религиозной безграмотности не всегда понимают, чем миссионерская деятельность отличается от обычных духовных обрядов.
В итоге «закон Яровой» используют как попало. Под миссионерскую деятельность стали попадать практики, которые не направлены на обращение неверующих или представителей иных религий, считает Сергей Ряховский, начальствующий епископ объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников).
«В Совете Федерации сообщили, что у нас почти 500 законов не имеют подзаконных актов. И „закон Яровой“ в их числе. В регионах пытаются его применять как попало, чтобы сделать статистику и выслужиться», — подчеркнул Ряховский.
Крестишься?! Плати штраф!
Первый заместитель начальствующего епископа объединенного Союза христиан веры евангельской Константин Бендас добавил, что на сегодня имеется девять фактов неадекватного правоприменения этого закона.
«Я приведу только некоторые из них, — сказал Бендас. — В Ноябрьске на территории баптистской церкви есть детская площадка. И поскольку вход на территорию совершенно свободный, там могли играть не только дети верующих, но и все остальные. Органы МВД и прокуратуры посчитали такое положение неприемлемым. Они заявили, что дети людей, которые не являются прихожанами баптистской церкви, могут зайти в храм и взять религиозную литературу. В результате организации выписали штраф».
Другой случай, рассказанный Константином Бендасом, произошел в Республике Марий Эл. Под удар «Яровой» попал руководитель группы христиан веры евангельской Александр Якимов. Некто написал на него жалобу в прокуратуру, обвинив в незаконной миссионерской деятельности. В итоге на Якимова завели административное дело.
Руководитель религиозной группы пятидесятников Александр Якимов на празднике в деревне Мари-Шолнер.
«Якимов принимал участие в празднике деревни Мари-Шолнер. Он является хорошим знакомым местного старосты и ему просто захотелось поздравить сельчан с праздником, пожелать им долголетия и процветания. Но кому-то показалось, мол, прежде чем что-то сказать, Александр Екимов был обязан представиться от имени религиозной организации и предъявить соответствующий документ, подтверждающий наличие у него полномочий на публичные выступления. По мнению прокуроров, он должен был объявить следующее: „Здравствуйте, я такой-то, представляю такую-то религиозную организацию, сейчас буду говорить, вот мой документ“», — поведал Бендас.
Еще об одном факте сомнительного применения миссионерского закона сообщил адвокат Константин Андреев. Студент из Гайаны Туа Эбенезер Квадво был отдан под суд за то, что, находясь на территории арендованного им на несколько часов бассейна, совершал религиозный обряд крещения.
«Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России. Реализуя свое конституционное право на вероисповедание вне рамок религиозного объединения, человек по определению не может совершать миссионерской деятельности», — пишет Андреев на своей странице в Facebook.
Туа Эбенезер Квадво.
Кроме того, суд констатировал: если Туа Эбенезер Квадво осуществлял религиозные обряды, церемонии и собрания по распространению исповедуемой им веры, значит, он изменил цель своего пребывания на территории РФ и теперь не имеет права находиться в России по студенческой визе.
«Да, осуществление в России миссионерской деятельности требует получения гуманитарной визы. Но совершение религиозных обрядов иностранным студентом в свободное от учебы время не может считаться такой деятельностью. Тем не менее студенту назначили штраф в размере пятидесяти тысяч рублей. Одновременно было рассмотрено второе дело, по которому он был признан судом виновным в совершении административного правонарушения. В частности, Квадво инкриминировали нарушение правил въезда в РФ и назначили штраф в размере пять тысяч рублей», — добавил юрист.
Позиция РПЦ
В Русской православной церкви считают, что закон о «миссионерской деятельности», напротив, весьма своевременен и не нуждается в корректировках.
«Несмотря на наличие недоработок, мы считаем, что принятый закон отвечает интересам традиционных конфессий, — говорит глава юридической службы Московского патриархата игумения Ксения (Чернега). — Русская православная церковь полагает, что корректировка этого закона сейчас преждевременна. Для начала нужно изучить правоприменительную практику».
Игумения Ксения (Чернега)
По словам Ксении, ряд необходимых поправок был внесен еще на этапе обсуждения законопроекта. В качестве одного из примеров она привела ситуацию с маркировкой религиозной литературы.
«Первоначальная версия проекта требовала маркировать литературу названием религиозной организации, даже если эта организация такой литературы не издавала, а только распространяла ее. После обсуждения это требование было снято. Новый вариант закона обязывает маркировать только ту литературу, которая издается и распространяется этой же религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности», — пояснила Ксения.
«Некоторые послабления были внесены и в положение о документе о полномочиях для миссионеров, — добавила игуменья. — Первоначальная версия обязывала иметь такой документ каждого миссионера. В рамках РПЦ исключение составляли только архиереи. Однако с принятием необходимых поправок от обязанности иметь при себе этот документ освобождается широкий круг лиц: все священнослужители, руководители религиозных организацией и членов любого коллегиального органа, не только руководящего».
Вместе с тем, пользуясь случаем, глава юридической службы Московского патриархата раскритиковала закон о реституции церковного имущества, принятый Госдумой в 2010 году.
«Раньше, во времена безбожья, наши религиозные объекты нередко были переоборудованы в жилые дома. А сейчас, согласно закону „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения“, вернув подобный объект в собственность церкви, мы, получается, не можем использовать его по назначению», — сказала игуменья.
Кто виноват и что делать
Неадекватное правоприменение «пакета Яровой» — следствие глупости чиновников и сотрудников правоохранительных органов на местах. Проблема не в недостатках закона, а исключительно в религиозном невежестве представителей власти, утверждает настоятель собора святого Спиридона Тримифунтского Чудотворца при Главном штабе ВМФ РФ Александр Пелин. В этой связи он предлагает принять на государственном уровне профессиональный стандарт специалиста по межнациональным и религиозным отношениям.
«Вышеприведенные случаи применения закона — это казус. Создается впечатление, что решения принимает условный участковый, который не имеет никакого представления о религии. В сортах водки и пива он, может, и разбирается, а в религиозных вопросах, увы… Я выступаю за создание профессионального стандарта специалиста по межнациональным и межрелигиозным отношениям. На сегодняшний день у нас такого стандарта нет, поэтому мы, к сожалению, не можем подготовить людей, которые могли бы разбираться в религиозных вопросах», — сказал настоятель.
Александр Пелин.
При этом отец Александр назвал миссионерский закон «где-то мягким»:
«На мой взгляд, этот закон гораздо мягче, чем аналогичные нормы, которые действуют в европейских странах. Один наш епископ был назначен во Францию и не мог долго уехать, поскольку ему не давали гуманитарной визы. У нас же, как показывает практика, получить такую визу куда проще, нежели в странах Европы. На протяжении многих лет к нам приезжают различные религиозные деятели и происходило растаскивание народа».
В свою очередь представитель Генеральной прокуратуры Татьяна Лазарева отметила, что правоохранительные органы готовы рассмотреть каждый случай неправильного правоприменения антитеррористического пакета. Однако прокомментировать вышеописанные случаи прокурор наотрез отказалась.
«Я не могу комментировать вышеприведенные случаи, пока не увижу материалов оперативной проверки. У меня нет оснований критиковать решения, которые были признаны судом законными», — пояснила Лазарева.
Новый антитеррористический пакет законов был принят Госдумой в июне 2016 года. Его авторами стали депутаты от «Единой России» Ирина Яровая, Алексей Пушков, Надежда Герасимова, а также сенатор Виктор Озеров.
7 июля 2016 года пакет законов был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.