Точкой отсчета стал девяносто четвертый год — восстановление Храма Христа Спасителя. Многие православные святыни до сих пор требуют внимания реставраторов. О том, что им можно и чего нельзя.
Со своей колокольни
В 2012 году московские священники задумались над тем, чтобы построить возле Новодевичьего монастыря храм-памятник — точно такой, какой там спалил Наполеон. Владыка Ювеналий поведал замысел президенту, тот молча выслушал, вышел — и уже через несколько минут священнослужителям стали звонить из Мэрии Москвы: «Где у вас взорвали храм?»
— Мы сказали, что здесь вот, но это было двести лет назад… — улыбаясь, вспоминает один из старейших архиереев Русской православной церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Проекты восстановления святынь по затертым чертежам и изображениям на гравюрах выделяются на фоне массового строительства недорогого новодела по «Программе-200». Например, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был тридцатиметровой махиной с десятиэтажный дом. Это не деревянная часовенка в районном парке…
Археологи установили, что место, где стоял храм, сейчас находится в буферной зоне ЮНЕСКО. Исторические объекты ценят за аутентичность и подлинность, а потому основное участие этой организации в их поддержке, как правило, невмешательство. Проповедники слова Божьего из Новодевичьего монастыря с такой установкой не согласны: им венчать и отпевать негде.
В воссозданный храм будут вынесены многие требы, которые должны исполняться не в монастыре, а в церкви, — поясняет Илья Уткин, архитектор и автор проекта.Священники надеются, что строительство начнется уже в сентябре. Масштаб стройки, правда, по жестким правилам ЮНЕСКО получается скромным. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи ХХI века будет восемнадцатиметровой церковью с площадью около ста квадратных метров и небольшим подвальным музеем: иначе затмит монастырь. Но есть в Москве и другие истории.
Время собирать камни
Полное воссоздание трехпрестольного храма с трапезной и колокольней ожидает храм Преображения Господня, который в 1964 году принесли в жертву метрополитену.
Уже завершена реставрация кирпичной кладки фасадов, почти закончили с кровлей и окнами, даже начали штукатурить. На пресс-конференции в Новодевичьем монастыре, традиционной, но все равно необычной, журналисты спрашивают, за чей счет отстраивают храмы. По реставрации Новодевичьего монастыря составлена смета на пять с лишним миллиардов.
Я вам прямо скажу, что кроме некоторых храмов большого значения, это все на благотворительной основе. Каждый старается помочь не только деньгами: кто-то бесплатно спроектирует, кто-то роспись сделает, — отвечает Владимир Ресин, советник по воросам строительства Патриарха Московского и всея Руси.Воссоздание, как рассказывают на конференции, — это не реставрация и не строительство нового. Это восстановление точного облика здания на прежнем, историческом месте. За последние несколько веков Москва сильно изменилась: там, где раньше был храм, теперь дороги и многоэтажки. Православным созидателям приходится в этих условиях строить новые старые памятники архитектуры где-нибудь поблизости.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи митрополит Ювеналий обещал освятить лично, «если доживет». По плану работы должны закончиться в следующем году. Слово за ЮНЕСКО.