Рукопись Михаила Булгакова не только не горит, но и позволяет ставить своему автору медицинские диагнозы. Это стало возможно благодаря тому, что на бумаге остались биологические маркеры заболевания, от которого умер классик русской литературы.
«Ученым удалось извлечь не менее трех белков, а именно периостин, N-ацетил-β-глюкозаминидазы и нефрин — эти молекулы являются биомаркерами почечных патологий. Для исследователей эта находка была ценной, поскольку возраст рукописи превышает 75 лет, и страницы не были изолированы от воздействия окружающей среды», — сообщает «Лента.ру» со ссылкой на Journal of Proteomics.
Обнаруженные белки попали на бумагу из слизистой дыхательных путей автора рукописи, проще говоря Булгаков чихнул во время работы над «Мастером и Маргаритой». Кроме того, на бумаге нашли морфий, который писателю, страдавшему от заболевания почек, прописали в качестве болеутоляющего. Заодно проводившие исследование ученые опровергли миф о том, что следы морфия оставили сотрудники НКВД, которые конфисковали рукописи Булгакова. А вот диагноз поражения почек был подтвержден.
Всего были проанализированы десять из 127 страниц рукописи с использование нового метода, суть которого заключалась в применении ламинированной пленки из этилвинилацетата для захвата белковых молекул с участков бумаги, с которыми контактировал писатель.
В планы исследователей входит изучение тем же методом следов на предсмертной записке другого столпа советской литературы — Владимира Маяковского. Новые данные могут пролить свет на тайные мотивы самоубийства поэта.