Экономика

Руководителей заставят делиться зарплатой с подчиненными

5 3227

Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, привязывающий зарплаты руководителей госучреждений к среднему окладу их подчиненных. Теоретически это должно сделать более прозрачным механизм оплаты труда топ-менеджеров. Опрошенные «Ридусом» эксперты опасаются, что теория разойдется с практикой.

Между восьмеркой и единицей

На данный момент предельное соотношение зарплат установлено только для руководителей и работников федеральных госучреждений (таких, как больницы и вузы) и федеральных унитарных предприятий и составляет от 1 до 8. То есть заработная плата главы предприятия не может превышать восемь средних заработных плат его подчиненных.

Новый законопроект распространит эту норму на государственные региональные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, а также государственные внебюджетные фонды и территориальные фонды ОМС. Конкретные нормы соотношения зарплат для федеральных организаций будет устанавливать правительство, для остальных — местные власти.

Руководитель, рискнувший установить себе зарплату выше предельного уровня, будет наказан, вплоть до увольнения. Информацию о среднемесячной зарплате придется в обязательном порядке публиковать на официальном сайте организации.

Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина заявила, что данная мера позволит устранить ситуации, когда зарплата руководителей организации значительно и при этом необоснованно превышает уровень зарплат других сотрудников, вызывая недовольство в трудовых коллективах.

В ожидании лета

Законопроект был разработан во исполнение перечня поручений президента Владимира Путина по итогам прямой линии в апреле 2014 года, в ходе которой главе государства пожаловались на низкие зарплаты медсестер. Новые условия оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий правительство утвердило в январе 2015 года, оставив при этом лазейку для исключений: предельный уровень соотношения зарплаты может быть увеличен по решению учредителя, но только на предприятиях, которые будут включены в особый перечень, утверждаемый кабинетом министров.

Расширенная версия закона была одобрена правительством в феврале текущего года. Тогда же министр труда и социальной политики РФ Максим Топилин выразил надежду, что новые нормы могут быть приняты в ходе весенней сессии ГД и вступить в силу с середины лета.

Правильное направление

Само по себе принятие подобного закона — это движение в правильном направлении, отмечают эксперты. Разрыв меду зарплатами топ-менеджеров и рядовых работников в России за последние годы принял характер беспредела — они различаются в десятки и даже сотни раз. И нередко получается так, что формально средняя зарплата на государственном предприятии доросла до вполне приличного уровня, а копнешь глубже и выяснится, что обеспечен этот рост за счет постоянного повышения окладов высшего звена, а у простых сотрудников зарплаты остаются копеечными.

1 © frestock.ru

«Как показала практика, руководители любят себе назначать очень высокие заработные платы, что поднимает, соответственно, среднюю заработную плату в учреждении, но большинство сотрудников остаются недовольными. Потому такие превентивные ограничения нужны и полезны», — полагает заместитель директора института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров.

Но, с другой стороны, по словам эксперта, есть примеры, когда это правило так или иначе обходится. «В долгосрочной перспективе оно не ориентирует на повышение эффективности, нужны более тонкие инструменты настройки», — замечает он.

Принимая подобную норму, надо тут же продумывать механизм контроля над тем, как она выполняется, иначе правило так и останется на бумаге, предупреждает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Одного Интернета с публикацией сведений о среднемесячном доходе в данном случае будет недостаточно, считает он.

«Хуже от этого не будет, пусть выкладывают, чем больше, тем лучше. Но к механизму декларирования доходов и к проверке декларируемых данных надо подходить неформально, вот что самое главное», — поясняет экономист. От этого контроля будет зависеть и эффективность закона.

Сомнительный результат

Если подход окажется чисто формальным, значит, данный закон — исключительно популистский, для галочки. На деле же по ведомости будет одна зарплата, а возможностей останется предостаточно для того, чтобы реально иметь гораздо более высокие доходы. И российская практика в таких вопросах оптимизма пока не внушает. «Не хотелось бы плохо думать, но у меня есть большая тревога, что тут больше показухи», — признает Игорь Николаев.

Еще более категоричен независимый эксперт Евгений Варшавский. «Эта мера ни к чему не приведет, потому что руководитель в сегодняшних условиях располагает разными возможностями решить данный вопрос, и еще один административный барьер мало что изменит», — уверен он.

2 © frestock.ru

По словам эксперта, это хорошо заметно по аналогичному закону в сфере госзаказа, кстати, одному из лучших с точки зрения юридической техники — он проработан, там замечательные процедуры. Но проблема в том, что эти процедуры принципиально противопоставляются человеческой воле, а процедура против жизненных интересов человека никогда не работала и работать не будет. «Если у вас есть желание договориться с будущим контрагентом, вы это сделаете, какие бы процедуры между вами ни стояли. Так что никакого долгосрочного влияния я не вижу — ни положительного, ни отрицательного. Ну, создадут начальникам некоторое количество дополнительных сложностей», — иронизирует аналитик.

Российская экономика практически полностью принадлежит частным лицам, поясняет он. А госаппарат достаточно давно аффилирован с этой системой и, соответственно, основные доходы получаются там. «Ну, будет официальный оклад поменьше, а у родственников доходы будут побольше, в чем разница», — риторически вопрошает Евгений Варшавский.