Культура

Русская Барби: мастер-кукольник создает игрушки с национальным колоритом

0 7428

Игрушки очень часто несут в себе не только развлекательную, но и образовательную функцию. С их помощью постигается окружающий мир и формируется сознание как детей, так и, иногда, взрослых. Именно поэтому та же история с гендерно-нейтральными куклами Барби вызвала обширный резонанс. В связи с этим можно уверенно сказать, что игрушки имеют важное значение в вопросе развития и сохранения современной культуры.

Свой вклад в продвижение культуры разных стран, в частности России, делает и мастер-кукольник Лариса Исаева. Она создает куклы с уникальным национальным колоритом, позволяющим как минимум заинтересоваться другими государствами и восхититься уникальными чертами других наций.

Аленушка и Иванушка (гжель) © Лариса Исаева Аленушка и Иванушка (гжель) © Лариса Исаева Куклы гжель и хохлома (танцевальные костюмы) © Лариса Исаева

«У меня нет художественного образования, я самоучка. Куклами я увлеклась совершенно случайно. Ровно 10 лет назад в один из скучных зимних вечеров я смотрела по телевизору программу, в которой мастерили разные вещицы из подручных материалов. Я загорелась желанием сделать что-нибудь своими руками для дома и для души. В поисках идеи я заглянула в интернет и случайно увидела прелестных созданий — текстильных кукол „Тильда“ автора Тони Финнангер. Это были самые первые мои куклы, с них и началась моя кукольная история», — рассказала она.

По словам Ларисы, она придумывала разных персонажей, рисовала выкройки, экспериментировала, например вышивала куклам лица. Со временем для подвижности она стала использовать проволочный каркас и в итоге получались забавные куколки, словно герои мультфильмов.

Куклы Аленушка и Иванушка (хохлома) © Лариса Исаева Куклы Аленушка и Иванушка (хохлома) © Лариса Исаева Куклы Дед Мороз и Снегурочка © Лариса Исаева Куклы Дед Мороз и Снегурочка © Лариса Исаева

«Самых первых кукол я раздарила друзьям и знакомым, а затем постепенно стали поступать заказы. Возможно, я бы до сих пор шила кукол, но однажды исчезла из продажи нужная мне ткань телесного цвета. Остановиться я уже не могла, деваться было некуда, поэтому я купила полимерную глину. Процесс лепки оказался очень сложным для меня. Ночами я искала информацию в интернете и изучала материалы по теме, смотрела мастер-классы, а потом пробовала лепить. Первые результаты были настолько печальными, что руки опускались, хотелось все бросить. Были слезы и разочарование, но постепенно желание пересилило, со временем стало получаться, и теперь я создаю кукол уже в другой технике», — отметила она.

За 10 лет мастерица создала множество кукол и композиций. Так уж получилось, что у Ларисы нет собственной коллекции и дома у нее «живет» лишь самая первая текстильная кукла, с которой все начиналось, а также несколько экспериментальных кукол из полимерной глины, требовавшихся для отработки техники лепки. Остальные же работы находятся в частных коллекциях.

Хозяйка Медной горы © Лариса Исаева Кукла Клеопатра (по мотивам фильма «Астерикс и Обеликс») © Лариса Исаева Кукла Царевна-Лебедь © Лариса Исаева Кукла Снежная королева © Лариса Исаева Восточные текстильные куклы © Лариса Исаева

Лариса создала множество кукол не только на основе чужой культуры, но она также повторяла образы героев различных игр, фильмов и даже делала миниатюрные копии реальных людей. Так, например, она делала кукол по мотивам фильма «Властелин колец» и игр «Dragon age» и «World of Warcraft».

Кукла по мотивам фильма «Властелин колец» («Хоббит: Нежданное путешествие») © Лариса Исаева

«Время создания куклы зависит от сложности куклы или композиции, от ее размера. В среднем уходит примерно от 1,5 до 4 месяцев. Я влюбляюсь в каждую работу, которую создаю, иначе не передать кукле характер, живость, реалистичность. Я не берусь создавать кукол, образ которых мне не по душе», — пояснила мастер-кукольник.

Иван-царевич на Сером Волке © Лариса Исаева Иван-царевич на Сером Волке © Лариса Исаева Иван-царевич на Сером Волке © Лариса Исаева Свадебный экипаж © Лариса Исаева

Лариса не считает, что ее авторские куклы могут быть «ответом» на чьи-либо другие работы, а уж тем более они не могут быть «ответом» американским куклам Барби. Она не пытается соревноваться с кем-либо и просто делает то, что умеет. По ее мнению, различные «ответы» и слоганы, связанные с этим, вызваны подсознательным желанием людей видеть в магазинах кукол для детей, которые отражают русскую культуру.

Три орешка для Золушки (комбинированные куклы) © Лариса Исаева

«Самая первая кукла, которую я продала, стоила 100 рублей. Я шила ее два-три дня из тканей, которые стоили копейки. Сейчас на создание кукол уходят месяцы, это довольно затратный, кропотливый труд, поэтому и цены соответствующие. И, конечно же, куклы, которых я сейчас создаю, не игрушки, они не предназначены для детей, это коллекционные куклы. Мне довольно часто пишут о том, что хотелось бы иметь возможность купить куклу ребенку по доступной цене, но это возможно только при массовом производстве. Пока эта затея остается нереализованной, так как у меня нет соответствующих возможностей», — заключила Лариса.

Восточные текстильные куклы © Лариса Исаева Восточные текстильные куклы© Лариса Исаева Восточные текстильные куклы© Лариса Исаева Кукла индианка © Лариса Исаева Кукла волшебница © Лариса Исаева Кукла волшебница © Лариса Исаева Кукла индианка © Лариса Исаева Чио Чио Сан © Лариса Исаева