6-ого мая рухнули надежды Кремля на то, что массовым протестным акциям пришел конец, а недовольные граждане сосредоточатся впредь на подготовке к выборам в Мосгордуму в 2014 г. и «малых делах» типа устройства придомовых газонов или освещения подъездов. Все последующие дни показали, что протестная активность продолжает нарастать.
В таких условиях следующая массовая акция оппозиции, проведение которой планируется 12 июня, представляет для существования режима огромную опасность. Кремль это прекрасно осознает и принимает контрмеры – см. Русская весна. Часть 1. Тактика Кремля.
Нужно помнить, что протестная волна, поднявшаяся в декабре 2011 г., в марте-апреле сего года была сведена практически на «нет». И из этого необходимо сделать выводы и не позволить вольным или невольным помощникам Кремля в стане оппозиции повторить свой «подвиг». Давайте взглянем на хронику протестного движения:
Декабрь 2011 г.
Избирательная кампания перед последними парламентскими выборами получилась очень бурной, однако ничто не предрекало того, что страну захлестнут массовые акции протеста.
В день парламентских выборов - 4-ого декабря - состоялись несколько акций несистемной оппозиции, каждая из которых собрала в лучшем случае по две-три сотни участников. Активисты «Другой России» и «Солидарности» собрались на Триумфальной площади, представители «Левого фронта» на Манежной, а националисты на площади Революции.
5-ого декабря в Москве опять состоялись несколько митингов. На Театральной площади праздновали победу сторонники «Единой России», митинг КПРФ на Пушкинской площади собрал 400-500 человек. Но самое интересное произошло в этот день на Чистых прудах, где свой митинг проводило движение «Солидарность», заявившее, руководствуясь прошлым опытом проведения собственных акций, число участников – 300 человек.
На митинг пришли около 7 тыс. недовольных фальсификациями горожан, а в несанкционированном шествии по окончании митинга приняли участие до 1 тыс. человек, сумевшие пройти до Театрального проезда. Более 300 участников были задержаны полицией; А. Навальный, И. Яшин и несколько активистов «Солидарности» получили по 15 суток; большинство остальных задержанных отделались административным штрафом.
5-ое декабря стало переломным днем.
6-ого декабря на Триумфальной площади состоялись сразу 2 акции. Активисты прокремлевских молодежных движений маршировали под бой барабанов, а несколько сотен оппозиционеров скандировали антиправительственные лозунги. Дело дошло до стычек между участниками акций; все закончилось задержанием около 200 представителей оппозиции.
Но чуть раньше власти совершили критическую ошибку – согласовали митинг 10-го декабря на площади Революции, заявителями которого выступали координатор «Левого фронта» С. Удальцов и активисты движения «Солидарность», с числом участников 300 человек.
В социальных сетях были организованы группы, призывающие присоединиться к акциям 10-го декабря в разных городах России. Уже в ближайшие дни число граждан, подтвердивших свое участие в митинге на площади Революции, превысило десятки тысяч человек.
Слив протеста. Эпизод №1
В таких условиях режим не мог себе позволить допустить проведение многотысячного митинга фактически у стен Кремля. И начались первые кулуарные переговоры с организаторами протестов.
Не имеющие формального отношения к митингу Б. Немцов и В. Рыжков провели переговоры в мэрии, по итогам которых 8-го декабря было принято решение о переносе места проведения митинга на Болотную площадь с увеличением числа участников до 30 тыс. человек.
Ряд заявителей и общественных деятелей негодовали. А. Удальцова сообщила: "За нашей спиной Немцов-Рыжков подписали соглашение на Болотную. Я и Сергей не поддерживаем эту инициативу”. Ведущая митинга Е. Чирикова высказалась еще более жестко: “Нас предали, зато лучший агент ФСБ засвечен” и “Бесплатно такие решения не принимаются". Но дело было уже сделано, тем более что «переговорщики» имели преимущество в медийном пространстве, а место проведения митинга в мероприятиях в социальных сетях было заменено с площади Революции на Болотную в тот же день.
10-го декабря на Болотной площади собрались по разным оценкам от 40 до 80 тыс. человек. Пришедшие на площадь Революции - несколько тысяч человек - колоннами прошли на Болотную. Очень тревожным сигналом для Кремля стало участие в митинге представителей системной оппозиции – КПРФ и Справедливой России. Более того, КПРФ заявила о готовности дальнейшего участия в совместных акциях протеста.
На следующий день после митинга был сформирован Оргкомитет в расширенном составе, в состав которого вошли не только политики (Б. Немцов, В. Рыжков, А. Удальцова, Г. Гудков), но и общественные деятели и журналисты (Б. Акунин, Л. Парфенов, С. Пархоменко, Д. Быков, О. Романова и др.). Первое открытое заседание Оргкомитета состоялось 13-го декабря и транслировалось в интернете.
В тот же день по инициативе депутата от СР И. Пономарева была проведена встреча представителей общественных организаций в Доме журналистов, на котором был создан «альтернативный» оргкомитет, именуемый Инициативная группа по проведению митинга 24-го декабря. Если состав оргкомитета «За честные выборы» формировался в закрытом режиме, то инициативная группа была открыта для участия всех политических сил (от представителей КПРФ и «Солидарности» до националистов) и общественных организаций.
Оргкомитету и Инициативной группе (ИГ) начали конструктивно сотрудничать. В работе ИГ принимали участие ряд членов оргкомитета (Б. Немцов, Г. Каспаров), а ведущим заседания ИГ, состоявшегося 22 декабря, стал А. Навальный.
Большие споры разгорелись по поводу кандидатур выступающих на митинге 24-го декабря. С подачи некоторых членов оргкомитета было организовано голосование в Facebook (где приняло участие около 10 тыс. пользователей), ИГ же организовала голосование на сайте www.surveymonkey.com, в котором приняли участие более 80 тыс. человек. Лидерами голосования в обоих случаях стали Л. Парфенов, А. Навальный и Ю. Шевчук, но в десятку победителей голосования на сайте голосования вошли националисты А. Белов, К. Крылов и В. Тор. Интересно, что Б. Немцов занял 12-ое место, а В. Рыжков 37-ое.
Слив протеста. Эпизод №2
23-го декабря состоялось последнее перед митингом заседание Оргкомитета, на котором был опубликован перечень выступающих на митинге; националисты в списке не фигурировали (чтобы не пугать общественность), однако им была выделена квота в 3 выступления. К удивлению многих, в списке выступающих появились К. Собчак и А. Кудрин. Интересно, что экс-министр финансов (и коллега «национального лидера» еще со времен работы в мэрии г. Санкт-Петербурга) подсуетился и оперативно (в ночь с 23-го на 24-ое!) опубликовал статью в поддержку митинга на Болотной площади.
К. Собчак и А. Кудрин стали бесспорными лидерами по освистыванию на митинге 24-го декабря, в то время как делегаты от КПРФ (О. Смолин) и Справедливой России (Г. Гудков) не были допущены к выступлению.
По поводу инцидента высказались и Г. Зюганов: «… да я считаю, что митинг пытается оседлать такой коллективный «ельцин» - Михаил Касьянов, Борис Немцов, Алексей Кудрин... Дело в том, что в минувшую субботу единственного представителя ЦК Олега Смолина … несмотря на заранее достигнутые договоренности, организаторы не пустили к микрофону.» и делегат КПРФ в ИГ Е. Доровин: «Владимир Рыжков поменял список выступающих... В итоге, Гудков и Олег Смолин два часа простояли на трибуне, но им так и не дали слова.»
Митинг 24-ого декабря был успешным и собрал более 100 тыс. участников, однако именно тогда произошли события, имеющие далеко идущие последствия:
1. На митинге не смогли выступить представители системной оппозиции (КПРФ и Справедливая Россия)
Излишне говорить о том, что партии системной оппозиции пользуются поддержкой десятков миллионов граждан России. Поддержка митингующих со стороны КПРФ и Справедливой России способна была придать протесту в глазах общественности общенародный характер. Согласитесь, что кремлевским политтехнологам сложно продвигать среди обывателей идеи о «революции норковых шуб», если с трибуны митинга выступают пламенные коммунисты.
2. Некоторые выступающие, добавленные Оргкомитетом, обладали (и обладают) очень высоким антирейтингом среди населения страны
Тема участия К. Собчак в протесте тут же стала использоваться кремлевскими политтехнологами. Именно тогда и была запущена кампания «Трудовой народ против москвичей в норковых шубах». Уже 29-го декабря вся страна увидела в новостных выпусках на ТВ как одетый в простенький свитер и небритый депутат от «Единой России» В. Трапезников, поименованный в сюжете «токарь 6-ого разряда ОАО «Стар», сидя на координационном совете ОНФ с В. Путиным, в простонародных выражениях заклеймил митингующих с Болотной и Сахарова, не забыв упомянуть К. Собчак.
Подводя итог, можно сказать о том, что именно с митинга на пр. Сахарова представители «болотной» оппозиции в глазах обывателей зачастую стали ассоциироваться с либеральными лидерами и медиа-персонами.
Январь 2012 г.
17-ого января ИГ провела учредительное собрание Гражданского движения, призванного объединить политические организации разного спектра, общегражданские объединения и гражданских активистов. На собрании было принято решение об учреждении Гражданского Совета, призванного координировать действий в рамках Движения и состоящего из 4-ых фракций (либералы, левые, националисты, общегражданская фракция).
18-го января было объявлено о создании «Лиги Избирателей», учредителями которой стали известные общественные деятели, блогеры и журналисты (Л. Парфенов, Б. Акунин, Ю. Шевчук, Д. Орешкин, С. Пархоменко и др.)
23-го и 31-го января состоялись открытые заседания Оргкомитета, посвященные обсуждению шествия 4-ого февраля. В работе Оргкомитета принимали участие делегаты от КПРФ (Е. Доровин) и Справедливой России (Г. Гудков).
Февраль 2012 г.
Февральские акции доказали, что протестные настроения в обществе находятся на подъеме:
• В шествии 4-го февраля, невзирая на двадцатиградусный мороз, приняли участие около 100 тысяч человек;
• 19-го февраля во многих российских городах прошли автопробеги «Белые улицы»;
• 26-го февраля в Москве прошла акция «Белое кольцо», в которой приняли участие вновь десятки тысяч человек.
Март-апрель 2012 г.
Вечером 5-ого марта состоялся митинг на Пушкинской площади, собравший от 15 до 20 тыс. участников и завершившийся «стоянием в фонтане» и задержанием более чем 250 человек. Большие надежды возлагались на митинг 10-го марта на Новом Арбате.
Слив протеста. Эпизод № 3
Митинг 10-го марта, программа которого (как и список выступающих) формировались в закрытом режиме, едва не похоронил протестное движение в принципе. Неизвестные общественности ораторы, постоянно доносящиеся со сцены лозунги «Свободу Алексею Козлову» и «Свободу Pussy Riot» привели к тому, что многие участники недоуменно пожимали плечами и уходили с митинга через полчаса после его начала. Националисты и вовсе покинули митинг чуть ли не в полном составе, устроив собственное шествие по Старому Арбату.
Именно после митинга 10-го марта многие общественные деятели потеряли интерес к протестной деятельности, а в обществе все чаще стали говорить о том, что пора массовых протестов в России подошла к концу.
Уверенность Кремля в окончании протестов и в полной подконтрольности ситуации была столь велика, что М. Прохоров прекратил работу над созданием «либеральной партии нового типа», а заявленная ранее политическая реформа окончательно превратилась в фарс.
На фоне ослабления протестов произошли еще некоторые примечательные события:
Слив протеста. Эпизод № 4
После митинга на Новом Арбате было объявлено о том, что формат Оргкомитета устарел и на смену ему был предложен т.н. «Народный оргкомитет», суть которого заключалась в том, что каждую субботу в Новопушкинский сквер должны были приходить Б. Немцов и С. Удальцов и «обсуждать» с собравшимися дальнейшие действия. Фактически же на смену более-менее открытому Оргкомитету вновь пришел «тайный Оргкомитет», а фактическая организация акций так и осталась монополией «Солидарности».
Слив протеста. Эпизод № 5
В марте фактически прекратило свою работу Гражданское движение. Либеральная фракция, состоящая почти наполовину из активистов «Солидарности», без объяснения причин осуществила самороспуск; чуть позже её примеру последовала и левая фракция. В составе Гражданского Совета, первоначально объединяющего представителей оппозиционных политических организаций различного спектра (от либералов до КПРФ) остались только националисты и представители нескольких общегражданских организаций.
Дальнейшие события в марте-апреле свидетельствовали об окончательном спаде протестного движения:
• проводимые Немцовым и Удальцовым т.н. «народные оргкомитеты» собирали в итоге по несколько десятков зевак и такое же количество журналистов;
• объявленные с помпой «Белые недели» фактически превратились в набор невразумительных и до обидного малочисленных акций;
• общественные деятели, создавшие Лигу Избирателей, окончательно самоустранились от протестного движения, отдав все свои силы творчеству.
Май 2012 г.
В сложившейся ситуации организаторы шествия 6-ого мая рассчитывали на участие в акции хотя бы 10-15 тыс. человек, почему и подали заявку на 5000. Но и здесь не обошлось без вольных или невольных действий по расколу оппозиции:
Слив протеста. Эпизод № 6
Принятие решений «тайным Оргкомитетом» в кулуарном режиме не позволило всем оппозиционным политическим силам скоординировать усилия на единой акции:
• возник т.н. «альтернативный оргкомитет», представители которого приглашали граждан придти на Манежную площадь к 19:00;
• из-за отсутствия обратной связи со стороны Оргкомитета националисты были вынуждены организовывать собственную акцию. В результате этого многие националисты не пришли на Б. Якиманку, а собрались в 19:00 на станции метро Театральная, у выхода из которой они и были без особых хлопот задержаны сотрудниками полиции.
Выводы
6-го мая наступил момент истины.
В шествии на Якиманке приняли участие по различным оценкам от 60 до 120 тысяч человек. На подходе к Болотной площади мирное шествие перешло в ожесточенные столкновения с ОМОНом. События всех последующих дней показали неуклонный резкий рост протестных настроений в обществе. А 12-ого июня нас ожидает, судя по всему, самая массовая акция оппозиции в новейшей истории России.
И сейчас очень важно не допустить повторения прежних ошибок и не позволить Кремлю и его помощникам в стане оппозиции вновь «слить» протест.
Необходимо обеспечить прозрачность и публичность принятия решений Оргкомитетом, в состав которого должны входить не избранные кем-либо лица, а политические деятели, представляющие оппозиционные силы всего политического спектра, и авторитетные общественные деятели.
Ведь не для того наши сограждане поверили в свои силы и стали выходить на улицы, чтобы какие-то деятели получили от Кремля отступные в виде собственной политической партии или кресла губернатора…
P.S.
А попытки «слива», вне всяких сомнений, будут предприниматься и впредь, ведь решения «тайного Оргкомитета» по-прежнему принимаются в кулуарном режиме…
Достаточно взглянуть на ситуацию с «бессрочным лагерем»:
По неизвестным причинам народные гуляния прекратились тут же после установки лагеря (и задержания непримиримых лидеров оппозиции А. Навального и С. Удальцова), хотя это и противоречит здравому смыслу. Изо дня в день сотни человек стекались на Чистые пруды (а теперь на Баррикадную), где в очередной раз слушали доморощенных ораторов на тему «Что делать дальше», играли в волейбол и пели песни. Неудивительно, что многие граждане быстро потеряли интерес к подобному времяпровождению, а лагерь, вместо того чтобы стать центром координации проведения агитационных мероприятий в местах скопления горожан, все быстрее превращается в глазах общественности в малоприятное сборище каких-то неформалов (в сравнительно безлюдном месте), к тому же постоянно сотрясаемое всевозможными скандалами…