То ли кинообозреватель «Ридуса» оказался излишне подозрительным, то ли российские киноакадемики оказались чуть более честны, но итоги «Золотого орла» слегка отличаются от нашего прогноза. Наверное, это и хорошо – иначе было бы совсем неинтересно.
Лучшим фильмом всё-таки стала «Легенда №17» Николая Лебедева: справедливо, заслуженно, так и надо. У неё же призы за музыку и монтаж (согласно прогнозу), а также за лучший сценарий (вопреки ему, но так даже лучше). Предсказуемо победил Владимир Меньшов, мощно выступивший на втором плане в образе партийного чинуши. А вот то, что образ врача, постоянно подкрашивающего губки, принёс «Орла» Нине Усатовой, скорее напрягает: нет ничего удивительного в том, что академики любят актрису высочайшего уровня, но роль-то уж больно крохотная. Возможно, это даже тянет на мировой рекорд – получить премию за столь малое время, проведённое на экране. Впрочем, нет маленьких ролей, как известно, – и нельзя не согласиться, что даже в отведённые ей секунды Усатова создала действительно всех покорила.
Главные же «легенды» - Данила Козловский и Олег Меньшиков - каким-то непостижимым образом уступили свою награду Константину Хабенскому, сыгравшему бенефисную роль в фильме «Географ глобус пропил». Но «несправедливостью» такой поворот язык назвать не повернётся: Хабенский тоже большой молодец, хоть и не забивал в ворота Канады. «Географ» в лице Александра Велединского отнял у «Легенды» и другой важнейший приз – за лучшую режиссуру. Подобное распределение наград (за фильм – в одни руки, за постановку – в другие) для российских премий традиционно: за свои двенадцать лет «Золотой орёл» лишь четыре раза соглашался с тем, что лучший фильм мог поставить только лучший режиссёр, куда чаще предпочитая разделить статуэтки по-братски. В первенстве же Елены Лядовой как лучшей актрисы никто и не сомневался (хотя её роль и кажется мне всё-таки не главной, а второстепенной).
Все прочие награды по разделу игрового кино забрала, как и предполагалось, команда «Сталинграда»: оператор, художник, художник по костюмам, звукорежиссёр. Другая версия эпохальной битвы – «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка – названа лучшим телевизионным сериалом. Она же захватила и актёрские статуэтки за лучшие телевизионные роли: отмечены Полина Агуреева и Сергей Маковецкий.
В остальных номинациях наш прогноз оказался полностью провальным. Лучшим неигровым фильмом стала «Африка, кровь и красота» Сергея Ястржембского, лучшим анимационным – «Тише, бабушка спит» Алексея Дёмина, лучшим мини-сериалом – «Мосгаз» Андрея Малюкова. Ну а лучшим зарубежным фильмом в российском прокате признана «Гравитация» Альфонсо Куарона – тем самым наши академики решили в кой-то веки опередить весь прочий мир, вручив свой приз раньше «Оскара». Не затаили, стало быть, обиды на «русский след» в космическом пространстве – ну и правильно.
Почётных «Орлов» получили режиссёры Марк Захаров и Георгий Данелия. Среди иностранных звёзд достойных в этом году не обнаружилось.
Напомним, что «Золотой орёл» - лишь первая российская премия, подводящая итоги 2013-го киногода. Теперь ждём на следующей неделе итогов «Белого слона», а чуть позже – «Жоржа» и «Ники».
Галерея с фотографиями: