Естественно, День народного единства ассоциируется давно и прочно с русским правым движением во всей его столикой красе и парадным смотром этих замысловатых ликов — Русским Маршем.
РМ — народный креатив в чистом виде, порождение коллективного самосознания в поисках самоидентификации. Поэтому и рассказать я хочу именно и только о «народных» маршах — Щукино и Люблино, организованных «снизу».
В этом году Русский Марш раздробился на два отдельных маршрута: Люблино и Щукино. В принципе, в этом печальном факте нет ничего нового — подобные дробления случались и раньше. Наверное, единственный по-настоящему единый марш всех националистов прошел лишь в 2006 году — когда окрыленные идеей националисты, национал-консерваторы, национал-большевики, евразийцы и прочие, и прочие собрались вместе, не пытаясь перетянуть одеяло на себя, вероятно потому, что еще не знали, какое оно — это одеяло. Шутка тогда удалась — Марш получил резонанс длиною в год, либералы выли хором скрипачей, которым отдавили пальцы, власть задумалась всерьез.
Русские национал патриоты заявили о себе крайне серьезно, разом создав себе имя и реноме. Вот за это имя и шла подковерная борьба все последующие годы — каждый мало-мальски заметный игрок на политическом поле пытался приписать все заслуги себе. Со стороны и в малой ретроспективе это выглядело довольно глупо: когда какая-то отдельная группа лиц пытается провозгласить именно себя настоящими патриотами и носителями правильной идеи. Вдвойне глупо (и неприятно для всех, разделяющих идеи национал-патриотизма) было, когда провозглашение именно своих флагов самыми красивыми и единственно верными происходило за счет очернения коллег по политическому полю. Казалось бы земля одна, нация одна. То, что хорошо одному патриоту, не может быть плохо другому — из-за чего грызться? Но грызлись. Иногда доходя до грани разумного.
Но до недавнего времени — точнее, до 4 ноября 2014 года, даже толкаясь локтями в разрешительно-карательных органах, даже «накрывая» арматурой «соратников» — все же сохраняли все те, кого называют русскими националистами, рамки приличия в «святой день» 4 ноября. Даже когда «Русский Образ» резко разошелся с ДПНИ и «простые националисты», составляющие грозную массовку Марша, оказались перед нелегким выбором — к кому примкнуть, кто роднее и мохначе? Так вот, даже тогда смогли организаторы — ради пресловутого единства и блага нации — разрулить и договориться: и все желающие сначала прошлись по Люблино, а потом насладились абсурдом ситуации на концерте «Хука Справа» и «Коловрата» на фоне Кремлевских стен. А уже на следующий год антагонисты «РО» и ДПНИ смогли найти консенсус и снова прошли вместе, единым маршем — значит, сделали оргвыводы и провели работу над ошибками. Единства ради.
Даже в 2013 — вот позорненький выдался Марш… (А кидать «зиги», а потом кидать свои знамена и бежать — это позор не двойной даже, а вовсе несмываемый). Но даже тогда носители Русской Идеи и считающие себя таковыми собрались в одном месте и в одно время.
Казалось бы в этом, 2014-м удивительном году, Русский Марш должен был набрать невиданные доселе обороты. Русская весна, Русский мир, слова-наказ радикал-патриота Саньки Тишина из книги Захара Прилепина «Санькя»:
…Я готов поддерживать любую власть, которая обеспечивает две вещи: сохранность границ и прирост населения…Слова эти оказываются перевыполнены властью…
Да что там говорить: в географическом центре «русского мира» появляется территория, подвластная «договоренности вооруженных джентльменов» под имперским горним-золото-нивым-черно-почвенным стягом, который с 1993 года является главным флагом русских националистов.
Ну?! Живи и радуйся, русский патриот и русский националист?! Вот она — русская идея. Самое время показать народное единство. Соборность, товарищество, которого нет святее уз, и все такое прочее.
И что же? Опять двойка. В смысле — Русских Маршей опять два.
Что послужило яблоком раздора на сей раз? (опять повторюсь: во все годы радикалы и умеренные консерваторы, оголтелая молодежь и седые ряженые из казаков, коммунисты и, простихоспыдя, русские фашисты- находили точки соприкосновения, общий знаменатель и общий вектор и действовали вместе).
Удивительно, но именно «Русская весна» и, вообще, объективно позитивные сдвиги во внешней и внутренней политике России — и послужили на этот раз точкой расхода и точкой невозврата.
И слава Богу — скажу я, бывший и там и сям, во все годы участвовавший в Русских Маршах (не всегда в Москве, правда) и даже в этом году, как журналист, побывавший на обеих шествиях. Слава Богу!
Ибо зерна, наконец, отделились от плевел. Агнцы — от козлищ.
Война на Украине расставила все по своим местам. Отношение к происходящему сейчас на родной земле и с родным народом — оказалось лакмусовой бумажкой и удивительно точно показало, кто патриот, а кто — гад. (Надеюсь, ни у кого нет возражений тому, что Украина — часть Великой Руси и народ там живет единый с нами?)…
В принципе, все озвучили и проиллюстрировали два лозунга. Один — «люблинский», другой — «щукинский».
«Одесса — русский город!», — кричали в Щукино.
«Хватит кормить Донбасс!», — звучало, усиленное матюгальником, в Люблино.
Вопросы? У меня лично нет…
Добавлю пару важных на мой взгляд штрихов. В Люблино основу действа составляла пресловутая «школота». Черти выглядят очень грозно и фотогенично, когда, надев маски, кричат «Зиг Хайль». Но без масок становятся тем, кем и являются — малолетними «карликами». Без масок их храброе «Москва без чурок!» — затухает, едва пропетое петушиным голосом из середины могучей кучки.
Меня бесконечно радует то, что в Люблино уныло провисали баннеры — на полноценные коробки не собралось массовки.
В Щукино же двигались, в основном, взрослые (и даже бывалые) люди. Неадекватов хватало и там — но общим фоном Щукинского марша были не «балаклавы» и паленые «лонсдейлы», а «горки» и «цифры» с нашивками ДНР. В Щукино хоругви и портреты Романовых мирно соседствовали с нацболовскими «лимонками». В Щукино было подлинное единство — пусть и единство радикалов. В Люблино — собрание сознательных отщепенцев.
И еще красиво: в Люблино было слышно «зиг хайль». В Щукино пели «Эх, дороги.» и другие фронтовые песни. Родные, русские песни (и плевать на еврейские фамилии авторов-песенников). Кому какой саунд милее, какой из них более русский — пусть каждый решает сам. Для меня этот вопрос риторический.
Восток Украины расставил все по своим местам. Аминь.
Хочется также отметить, что при подготовке сегодняшнего репортажа и трансляции автору этих строк неоценимую помощь оказал Алексей Живов, председатель движения «Битва за Донбасс». Хотя «Битва.» отказалась от официального участия в любом из Маршей, именно к Алексею подходили со словами благодарности везде, на всех точках всех маршрутов. Подходили просто пожать руку узнаваемому человеку, который «за Донбасс». По-моему, это очень показательно.