Политика

«Русские не ставят себя выше других»: мир отмечает День без фашизма

27 476

Во всем мире в воскресенье отмечается Международный день против фашизма и антисемитизма.

История

Дата главного антифашистского праздника приурочена к известной трагической «Ночи разбитых витрин», когда в 1938 году начались массовые еврейские погромы в Германии. Организованная нацистами «Хрустальная ночь», как ее называют по-другому, считается первым массовым насилием Третьего рейха по отношению к еврейскому народу. В ту ночь было убито около двух тысяч человек, сожжены дотла несколько сотен синагог, разбиты тысячи витрин магазинов, принадлежащих евреям.

1 Последствия «Хрустальной ночи» © wikipedia.org

Историки считают, что именно тогда была определена судьба фашистской и нацистской идеологии: отсутствие реакции на акцию геноцида как с внешней, так и с внутренней стороны, дало зеленый свет к началу так называемого Холокоста, в результате которого, по разным оценкам, было уничтожено, по разным оценкам, от полутора до шести миллионов евреев. Кроме того, стоит напомнить, что от рук нацистов погибли от двадцати до сорока миллионов русских, белоруссов и украинцев; более шести миллионов поляков.

2 Утро после «Хрустальной ночи» © wikipedia.org

International Day Against Fascism and Antisemitism отмечается ежегодно 9 ноября по инициативе Европейской сети против национализма, расизма, фашизма и в поддержку мигрантов и беженцев (UNITED) с 1992 года. Эта сеть объединяет более пятисот организаций из сорока шести европейских стран и работает независимо от политического руководства и правительственного финансирования. В этот день во многих регионах традиционно проходят тематические митинги, пикеты, шествия. Известно, в частности, что «Анархисты Севастополя» в своем городе выступили на митинге «против антисемитов и расизма».

3 Анархисты Севастополя на митинге © Facebook

Фашизм и нацизм сегодня в мире

В 1945 году народ ликовал — фашизм побежден. Сплоченность стран, выступивших единым фронтом против гитлеровцев, позволила в тот момент уверовать мировому сообществу в то, что идеология ненависти, призывающая к уничтожению или хотя бы к уничижению за иное вероисповедание или цвет кожи, полностью искорена. Но надежда на светлое будущее без фашистских лозунгов осталась лишь мечтой.

Даже самым экономически и культурно развитым государствам не удалось избежать теорий ненависти. Активная миграция людей из бедных стран в регионы Америки и Европы, исламизация, прирост в молодежных средах различных идеологий и субкультур экстремистской направленности, а также пресловутая демонстрация нетрадиционных сексуальных предпочтений. Все это привело к новой волне фашизма, которая в той или иной мере форме накрыла весь земной шар.

На одной шестой части суши

Неонацизм и прочие всевозможные «фобии» к сожалению, не чужды и современной России. Философские рассуждения под долгоиграющий мотив «ай-ай-ай нехорошо то как», ситуацию, как мы видим, изменить не в силах. Должно быть, для борьбы с фашизмом в основу социальной политики страны должен быть положен новый подход?

Александр Нотин, российский историк, дипломат, постоянный член экспертного «Изборского клуба», специализирующегося на изучении внешней и внутренней политики России, считает, что сделанная в 1941—1945 гг. «антифашистская прививка» результативна в нашей стране и по сей день, а подогревает ее эффективность нынешняя украинская практика роста неонацизма.

4 Александр Нотин © Facebook

«Предпосылок к массовым фашистским настроениям в России просто не существует. Мы видим некие проявления ксенофобии, национализма, экстремизма. Но по своей природе они не опасны», — уверенно заявил «Ридусу» Нотин.

Еще одним стабилизатором спокойствия в стране, как отметил Нотин, является русская православная церковь, которая растет и развивается, а значит купирует в народе человеконенавистнические теории.

На базе ненависти нечего не построишь, — явное тому подтверждение — Третий рейх. Вопрос предпосылок к становлению фашизма в том или ином государстве — это вопрос его национальных корней и генетического кода.

«Американцы в лице Обамы начали говорить об их исключительности, что очень опасно для них самих. Нам подобное поведение никогда не было присуще: русские не ставят себя выше других. Мы можем ненавидеть инородца, но не считаем его ниже себя, в отличие, скажем, от англосаксонской политической культуры»,  полагает историк Александр Нотин.

По его словам, сегодняшняя обстановка в украинском государстве демонстрирует тенденцию к саморазрушению этой страны.

«Историческая традиция державности проявляется в том, что на Украине никак не может родиться достойный лидер. Неонацистская почва, на которой сейчас формируется страна, исторически обречена. Украина должна поменять вектор развития, что очень сложно сделать из-за доминирования в стране необандеровских, ксенофобских и русофобских настроений. Рано или поздно государство само себя уничтожит», — считает Нотин.

Не считает фашизм угрозой для России и координатор правозащитного объединения «Консервативная Правозащитная Группа» Евгений Валяев. По его словам, в нашей стране наблюдаются лишь отголоски настроений имеющих европейскую почву. А термины «фашизм» и «неонацизм» часто неосторожно используются как ярлыки, чтобы задать горячую политизированность тому или иному вопросу.

5 Евгений Валяев © modusagendi.org

Валяев также напомнил о том, что в 2001 году была утверждена федерально-целевая программа, главной целью которой являлось формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма.

«Однако недавно было признано, что программа потерпела неудачу. Ее цель — повышение числа людей, которые считают себя толерантными. Получается итогом программы должен стать некий соцопрос, показывающий рост толерантных россиян. Цель размыта, поэтому и программа не может быть выполнена. Ей на замену совсем скоро будет запущена федерально-целевая программа „Русский мир“. Она признана уже не бороться с ксенофобией в обществе, а через защиту национальной и региональной этничности выстраивать межнациональные отношения», — рассказал Евгений Валяев.

Как отметил Евгений Валяев, программа уже была апробирована в Ярославской области и показала там свою эффективность.

«Эта программа должна поставить национальный вопрос на некую самоокупаемость. То есть, если можно так сказать, на этнотуризм, создание кластера, рассказывающего о том, как развивался тот или иной регион. Знакомство с какой-то областью предполагает истории о самых знаменитых местах, деревнях, например. Потом эти же деревни будут работать на этот край в плане внешнего туризма, то есть завлекать гостей. Программа „Русский мир“ для каждого региона будет разрабатываться индивидуально, учитывая его национальные особенности», — пояснил Валяев.

Правозащитник Дмитрий Линтер также считает, что прямой неонацистской угрозы в России нет, благодаря эффективной правоохранительной системе и более-менее здоровому российскому обществу.

6 Дмитрий Линтер © Facebook

«Однако, нужно понимать, что нам не избежать экономических сложностей, специально созданных в отношении России, — отметил правозащитник. — Нельзя не сказать о западной заинтересованности в отстранении нашего президента, дабы изменить политический курс России. Уже через полгода нам поступит серьезный вызов. Одна из идей, которая будет создавать напряжение в России, это будет реабилитация так называемых „нацистских убийц“».

Центр «антироссийского» управления, по мнению Линтера, находится в США, а его прямая цель — создать вокруг России как можно более широкий пояс напряжения.

Штаты в лице представителей элит хотят сделать так, чтобы русское население в странах Балтики, а также в Молдавии и на Украине, подвергалось постоянному давлению, потому что русское население — соратник в борьбе против неонацистских проявлений. Ухудшение отношений с нашими соотечественниками и неспособность отстоять их интересы на тех территориях, где они проживают будет показывать бессилие России. Я также могу прогнозировать скорый повальный снос памятников героям ВОВ, потому что это символы, напоминающие о том, что мы страна-победитель тем, кто не хочет об этом помнить,  заявил «Ридусу» Дмитрий Линтер.

Более четкое исполнение законов и расширение полномочий российских силовиков, по мнению Линтера, самый эффективный инструмент реагирования на западные провокации.