История

Русский факт и что из него следует

0 19784

В свое время я читал достаточно много исторических книг о жизни знаменитых русских людей. И приметил одну общую черту. Заканчивались жизнеописания известных писателей, художников, ученых, военачальников, философов, государственных деятелей, как правило, схожим образом: скончался тогда-то в одной из столиц, в Москве или Санкт-Петербурге. А начинались работы эти, причем у деятелей как дореволюционного, так и советского периода, тоже схоже, но географически очень разбросанно: родился тогда-то в таком-то имении, или в таком-то селении, или в таком-то городе такого-то уезда такой-то губернии или области. Не у всех, конечно, я помню, что Пушкин и Лермонтов родились в Москве, но у значительного большинства. Так мне казалось.

Богата, стало быть, была земля русская, обильна и урожайна на таланты. Повсеместно.

К чему я это вспомнил?

Президент РФ Владимир Путин. © kremlin.ru

На днях на заседании Всемирного русского народного собора президент России Владимир Путин заговорил о русском народе, и слова эти многим показались сенсационными. Они и в самом деле в определенной степени являются сенсационными. Причем даже не по содержанию своему.

Путин не случайно тут же сослался на Конституцию, в которой, в сущности, уже давно сказано то, что сказал президент: в ней «закреплен статус русского языка как языка государствообразующего народа».

Сенсационным является, скорее, сам факт: национальный лидер нашего многонационального государства заговорил о русском народе. Этого не случалось, по большому счету, более трех четвертей века. Ни Никита Хрущев, ни Леонид Брежнев, ни Юрий Андропов, ни Константин Черненко, ни Михаил Горбачев не сочли нужным делать в своих выступлениях подобные акценты.

Говорил ли о русском народе Борис Ельцин? Честно говоря, не помню, да боюсь, даже если говорил, то и сам он не помнил этих слов на следующий день. Вот его слова: «Проснулся утром — подумай, что ты сделал для Украины?» — зато помню отчетливо.

Борис Николаевич Ельцин. © flickr.com

Но вернемся к речи Владимира Путина: «Наша битва за суверенитет, за справедливость носит без всякого преувеличения национально-освободительный характер, потому что мы отстаиваем безопасность и благополучие нашего народа, высшее, историческое право быть Россией — сильной, независимой державой, страной-цивилизацией. Именно наша страна, Русский мир, как не раз бывало в истории, преградили путь тем, кто претендует на мировое господство, на свою „исключительность“».

Затем Путин подчеркнул: «Сегодня практически официальной идеологией западных правящих элит стали русофобия, другие формы расизма и неонацизма. Они направлены не только против русского, но против всех народов России».

И, наконец, президент сказал, что, собственно, он понимает под Русским миром: «Русский мир — это все поколения наших предков и наши потомки, которые будут жить после нас. Русский мир — это Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, это современная Россия, которая возвращает, укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава. Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры независимо даже от национальной или религиозной принадлежности. Но хочу подчеркнуть: без русских как этноса, без русского народа нет и не может быть Русского мира и самой России. В этом утверждении нет какой-то претензии на превосходство, на исключительность, на избранность. Это просто факт».

Я позволил себе эти длинные цитаты потому, что это действительно этапная речь и очень важные слова. Дело в том, что наш, как бы это мягче выразиться, общественно-политический дискурс вокруг понятия «русский» и, следовательно, наша внутренняя национальная политика до сих пор ментально заражены наследием большевизма 1910–1920-х годов, в котором полагалось национализмы любых народов, якобы «угнетенных» в царской России, поддерживать, а национализм русский, наоборот, всячески сдерживать и ограничивать.

Слово «национализм» я употребляю здесь в самом что ни на есть нейтральном смысле: любовь к своему народу, гордость принадлежностью к нему, защита его интересов и тому подобное. Почему большевики исповедовали такую идеологию — тема отдельного разговора, но факт остается фактом. Нынешние либералы и оппозиционеры, которые, кстати, большевиков давно превзошли по части беспринципности и макиавеллизма, эту идеологию прекрасным образом взяли на вооружение и продолжали навязывать обществу. С их точки зрения, всякий, кто заговаривал о русском с гордостью и уважением, оказывался шовинистом и чуть ли не разжигателем межнациональной розни.

Но после слов Владимира Путина на Всемирном русском соборе выясняется, что уважительный тон в разговоре о русском народе никого не обижает и не ущемляет и ничего не разжигает. Это просто констатация факта — факта нашей общей со многими другими народами России истории.

Но что следует из этого факта?

Очень простой вывод: если «без русских как этноса, без русского народа нет и не может быть Русского мира и самой России», значит, ради сохранения Русского мира и самой России невозможно не заботиться о русском народе и русском этносе. Именно как народе и как этносе. Значит, кроме констатации факта, требуются и вполне конкретные действия в этом направлении.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. © Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Случайны ли слова патриарха Московского и всея Руси Кирилла на том же соборе? «Массовый поток мигрантов, не владеющих русским языком, не владеющих должным представлением о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а следовательно, не способных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, меняет облик российских городов. Приводит к деформации единого правового, культурного, языкового пространства страны. В некоторых крупнейших городах возникают и активно развиваются замкнутые этнические анклавы, являющиеся рассадниками коррупции, организованной этнической преступности и незаконной миграции. Не надо этого замалчивать!»

Проблемы, поставленные на таком уровне — да что там, поставленные самой жизнью! — должны решаться. И здесь, конечно, нужно чувствовать очень тонкую грань, которая отделяет продуманную национальную политику от авантюрной. Не дай Бог нам — а к сожалению, желающие есть — воспринять речи президента и патриарха как шаги в направлении печально известной формулы «Россия для русских».

Ни в коем случае, потому что это будет путь к национальному самоубийству. Не случайно ведь президент говорит о России как о стране-цивилизации, объединяющей, интегрирующей, а не разделяющей народы и культуры. Помню, как в первой половине 1990-х годов некоторые политики обсуждали идею так называемой Русской республики в составе Российской Федерации, в которую должны были войти несколько регионов Центральной России. Вероятно, эта идея казалась тогда ее симпатизантам ответом на ельцинский «парад суверенитетов» или платформой для объединения оппозиционных Ельцину политических сил в регионах. Но если бы ее хотя бы начали реализовывать, последовал бы развал России. Ведь примерно то же самое Ельцин проделал в СССР в 1990 году со своей Декларацией о государственном суверенитете России. Стоило России объявить о независимости от своей исторической роли и своего создававшегося веками государства, как оно быстро и развалилось. А теперь русским областям предлагалось обособляться от «большой России»…

Именно этого и добиваются наши враги сегодня — обособления, разделения, розни. В это десятилетиями вкладывались миллиарды через разнообразные НКО, оппозиционные партии и платформы, которые занимались в прямом смысле слова антигосударственной деятельностью, внедряли в умы идеи «деколонизации» России, ее разделения на десятки мелких государств и тому подобное.

Мелькнула даже шальная мысль: а вот если бы мы лет тридцать столь же упорно и целенаправленно раскачивали, расшатывали американское общество, подкармливали бы его оппозиционные или антигосударственные страты, удержалась бы Америка с ее бесчисленными национальными и расовыми противоречиями?

Россия, слава богу, удержалась. Но это, повторюсь, не значит, что она не должна заботиться о самочувствии своего государствообразующего народа. И вопрос тут отнюдь не только в количестве мигрантов и их поведении. Вопрос в создании условий для процветания этого народа, в решении его социальных и демографических проблем, в сохранении его культуры и культурного наследия, в продуманной стратегии пространственного развития России, которая ведь не состоит из одних мегаполисов и технопарков. Я не случайно вспоминал в начале о биографиях знаменитых русских людей. Поищите на современной карте страны усадьбы и села, в которых они рождались. Увы, многие места из этого списка уже быльем и травой поросли, заброшены, нет там ни русских, ни мигрантов.