Военное дело Наука и техника

Русский гиперзвук или британская оборона: кто кого?

0 1328

Великобритания сделала важный шаг в продвижении будущей системы воздушного превосходства FADS (Future Air Dominance System) и программы эсминцев нового поколения Type 83. Этой новостью поделилось издание UK Defence Journal в середине ноября текущего года. В чём конкретно выражается этот шаг, не раскрывается.

Автором статьи является Джордж Эллисон. Он указывает, что новые корабли будут строиться для замены действующих класса Daring (Type 45), о чём британское Минобороны заявляло ещё три года назад. В ближайшее время планируются встречи с отраслевыми экспертами по вопросам развития программы, в связи с чем можно предположить её нахождение в стадии эскизного проектирования.

Возможная замена начнётся в конце 30-х годов. Предполагается, что «эсминец будущего» войдёт в интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО) с возможностью противостояния гиперзвуковым технологиям.

Данная тема стала головной болью коллективного Запада на фоне монополии России в этой области. Никто не отрицает, что когда-то противодействие будет найдено, ну а пока мы успешно выполняем этим оружием задачи по демилитаризации разбушевавшегося соседа и сдерживанию его покровителей от необдуманных поступков.

Обороны от ракет на Туманном Альбионе нет

В отечественной и международной терминологии под противоракетной обороной понимается система борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траектории полёта, состоящая из противоракет, пусковых установок и радиолокационных станций.

Именно такая трактовка значится в прекратившем существовать договоре между СССР и США «Об ограничении систем противоракетной обороны» 1972 года, который в то время остановил неконтролируемое развёртывание американской ПРО за рубежом. К моменту его заключения их локаторы уже стояли в Туле (Гренландия) и Файлингдейлсе (Великобритания).

Документ обязывал стороны не развёртывать в будущем РЛС предупреждения о ракетном нападении, «кроме как на позициях по периферии национальной территории с ориентацией вовне».

Позиции РЛС ПРО США. © Инфографика автора по материалам из открытых источников.

Первоначально американцы построили в Файлингдейлсе РЛС AN/FPS-49 из трёх параболических антенн с механическим приводом в защитных радиопрозрачных куполах. Спустя почти 40 лет она была заменена на AN/FPS-126 с фазированной антенной решёткой, а затем модернизирована до уровня AN/FPS-132.

Станция находится под командованием ВВС Великобритании (RAF), но является частью американской сети BMEWS (Ballistic Missile Early Warning System). Вся информация передаётся в Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Непосредственно в интересах Туманного Альбиона радар не работает. Ни противоракет, ни пусковых установок для их применения у британцев нет.

Что касается ПВО, то алгоритм работы таких РЛС, условия и параметры формирования диаграммы направленности антенны не позволяют ей вести разведку воздушного пространства. Эта задача выполняется радиотехническими войсками или средствами зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Но есть и ещё один нюанс.

Дело в том, что по договору 1972 года стороны обязались не создавать, не испытывать и не развёртывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования (статья IV). Однако в 1996 году Вашингтон приступил к практической реализации замысла по выходу из этого двустороннего соглашения под видом «Предложений США о согласовании документов по разграничению и правопреемству Договора по ПРО». По результатам 52-й сессии Постоянной консультативной комиссии (1996) с участием представителей Белоруссии, Казахстана, России, Украины и США появилось разграничение на стратегическую ПРО и ПРО театра военных действий.

Пользуясь результатами своего труда «во благо человечества», сенат в марте 1999 года принимает законопроект «О национальной противоракетной обороне США». Заявленное предназначение – защита территории США, их союзников и передовых военных баз от ограниченных ракетных ударов, которые потенциально могли бы нанести КНДР, Иран и Сирия. Под этим предлогом американская ПРО начала приобретать очертания глобальной и расползаться во все стороны, как на дрожжах.

С 2008 по 2022 год на эсминцах типа Arleigh Burke проведена модернизация комплекса ПВО/ПРО с уровня Aegis BMD 3.6.1 с ЗУР SM-3 Block IA против ракет промежуточной дальности (до 3500 километров) до уровня Aegis BMD 5.1.1 с ЗУР SM-3 Block IA/IA/IB/IIB и SM-6, способными сбивать ракеты средней дальности (до 5500 километров) и ограниченно межконтинентальные БР.

Этот же комплекс поступил на вооружение фрегатов и эсминцев ВМС Испании (тип Álvaro de Bazán, 2002 год), Норвегии (тип Fridtjof Nansen, 2006 год), Республики Кореи (тип KDX-III, 2009 год), Австралии (тип Hobart, 2017 год) и Японии (тип Kongo, Atago и Maya в 1993, 2007 и 2020 годах).

Норвежский фрегат Fridtjof Nansen. © Фото из личного архива автора.

В Румынии (2016 год), Японии (2017 год) и Польше (2024 год) развёрнуты наземные Aegis Ashore – аналог корабельной с вертикальной пусковой установкой (ВПУ) Мk-41.

Комплексы ПРО THAAD для поражения оперативно-тактических (до 1000 километров) и баллистических ракет средней дальности (до 3000 километров) на высотах от 40 до 150 километров и дальностях до 200 километров появились в ОАЭ (2016 год), Республике Корее (2017 год), Румынии (2019 год) и Израиле (2024 год).

Ничего из этого набора не перепало Лондону. При этом у королевского флота имеется четыре подводных лодки Vanguard с баллистическими ракетами Trident II, в случае применения которых «ответка» неизбежна. А защищаться нечем. Получается, что «король голый» и противоракетной обороны у него нет. А что же есть?

Системы ПВО ограничены, их можно не брать во внимание

Об этом пишет британское издание The Guardian. И в самом деле, ЗРК британской армии не защитят небо над Лондоном в случае войны с таким противником, как Россия. Rapier-2000 является комплексом малой дальности, его младший брат Sky Sabre чуть более продвинут, но из шести изготовленных экземпляров два охраняют небо на Фолклендских островах и один — в Польше. По этой причине Минобороны Великобритании полагается на истребители Lightning и Typhoon против самолётов и на шесть эсминцев Type 45 для поражения ракет, одновременно уповая на помощь союзников по НАТО.

Type 45 приняты в боевой состав в 2010–2013 годах. Они имеют на вооружении систему ПВО Sea Viper с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) средней дальности Aster-15 и дальнего действия Aster-30. Сомнительно звучат заявления, что они будут защищать территорию своего государства, поскольку разрабатывались для ПВО авианосной ударной группы (АУГ). Ведь Queen Elisabeth и Prince of Wales очень заманчивы для наших «Ониксов», «Калибров» (3М-54), Х-22, Х-32, «Цирконов» и «Кинжалов».

Характеристики ЗРК наземного и морского базирования. © Инфографика автора.

Теоретически можно создать вдоль побережья противоракетный «забор» сомнительной эффективности протяжённостью не более 900 километров. Есть даже сведения, что запущенная с эсминца Diamond в апреле уходящего года ЗУР перехватила БР хуситов в Красном море. Но где Йемен и Иран, из которого сделали мировое ракетное пугало, и где Британские острова…

Что касается помощи союзников, то по опыту специальной военной операции против набора российских средств поражения не справляется даже весь блок НАТО. Известно, что для обороны украинских войск и военных объектов Киеву поставлялись ЗРК всех типов, вплоть до пропиаренных на весь мир Patriot. По сведениям журнала Kiel Report (издание Кильского института мировой экономики), эффективность ПВО ВСУ в этом году составила: 50 и 22% против дозвуковых ракет «Калибр» и Х-69 соответственно, 4% по баллистическим ракетам «Искандер-М», 0,6% по ЗУР С-300/400 и 0,55% по сверхзвуковой противокорабельной ракете Х-22.

Данные о перехватах гиперзвуковых ракет противоречивы. Украина заявляет о 25% по «Кинжалу» и «Циркону», но украинские источники указывают, что для этого требуется расход полного боекомплекта батареи Patriot (32 ЗУР), чтобы иметь хоть какой-то шанс сбить одну из них.

По всей видимости, речь идёт об атаке 16 мая прошлого года, когда целью комбинированного ракетного удара как раз и был этот ЗРК. Согласно информации американского издания Military Watch Magazine, украинский залп обошёлся примерно в 96 миллионов долларов и весь ушёл «в молоко».

Однако у островного британского государства по странному стечению обстоятельств «патриотов» нет, хотя они поставлены Германии, Испании, Нидерландам, Польше, Румынии и ещё 11-ти союзникам США. Получается, и здесь мимо Темзы… А что же дальше?

Интеграция с кооперацией

Как утверждает издание Navy Lookout, FADS обеспечит Королевским ВМС возможности ПВО нового поколения и будет способствовать созданию интегрированной ПВО/ПРО Великобритании. Цель состоит в том, чтобы создать распределённую сенсорную сеть, которая сможет не только прикрывать флот, но и способствовать контролю воздушного пространства на большой территории. Планируется, что система будет обладать высокой автоматизацией с сокращённым составом персонала и возможностью взаимодействия с союзниками.

Принципиально речь идёт о сетецентрическом принципе управления, апробированном американцами во время операции Iraqi Freedom (2003 год), но на новом витке развития технологий. В настоящее время Североатлантический альянс на территории Украины и в ходе многочисленных манёвров отрабатывает проведение многосферных (многодоменных) операций.

Будущая система предусматривает такой уровень взаимодействия систем управления, при котором данные для наведения оружия корабля будут передаваться с другой платформы (другого корабля, самолёта, береговой системы наблюдения) в реальном времени. Такая задача реализована в том же ЗРК Patriot, который может принимать целеуказание от самолёта системы AWACS, не демаскируя себя собственной РЛС, и взаимодействовать с другими системами ПВО.

Концепция будущей системы воздушного превосходства Royal Navy. © navylookout.com

В части военно-морских сил НАТО эта концепция проверена в контролируемых условиях на кораблях США и Европы во время учений Formidable Shield 2023. Как утверждает издание Defense Industry Europe, ракеты уничтожали цели, когда запускались кораблём с использованием данных мателота (другого корабля в боевом порядке соединения).

Аналогичная возможность совместного взаимодействия должна была стать особенностью эсминца Type 45, но так и не была реализована по финансовым причинам. Странно, что ближайший союзник США по НАТО не в состоянии довести до ума свои же технические решения, не имеет современных систем ПВО/ПРО и ударных возможностей в виде крылатых ракет большой дальности типа Tomahawk. В британском флоте ими вооружены только подводные лодки.

Все 48 ячеек системы вертикального пуска Sylver заполнены ЗУР Aster-15 (16 штук) и Aster-30 (32 штуки). То есть при одинаковом водоизмещении с американским Arleigh Burke первой серии (8500 тонн) британец имеет в два раза меньше ВПУ, фактически являясь кораблём ПВО. Это даже не смотрится на фоне нашего фрегата «Адмирал Горшков» водоизмещением 5400 тонн, но с 16 ВПУ для ракет «Калибр» (или «Оникс», «Циркон») и 32 для ЗРК «Редут».

Судя по информации из открытых источников, перспективный Type 83 получит водоизмещение 10–12 тысяч тонн, что сделает его соизмеримым с кораблями типа «крейсер» (Ticonderoga — 9800, «Маршал Устинов» — 11 280).

Надежду британских надводных сил власти планируют оснастить пакетом из 128 ВПУ, но пока сомневаются, будут ли это те же Sylver, разработанные совместно с французской компанией Naval Group, или американские Mk-41. Вопрос далеко не праздный, поскольку есть разница между своим ВПК, пусть даже в кооперации с европейским, и заокеанским. От этого будет зависеть набор основных систем вооружения: англо-французская Storm Shadow/SCALP-EG или американская Tomahawk, британский вариант системы ПВО Sea Viper европейского консорциума Eurosam с ЗУР Aster новых модификаций или Aegis с ЗУР SM-3 и SM-6. А некогда лидировавшая в мире британская промышленность по разработке военно-морских радаров уже испытывает трудности из-за отсутствия заказов.

Конечно же, заявляется о широком применении беспилотной авиации (концепция Future Maritime Aviation Force), оружии направленной энергии (Directed-energy weapon) и борьбе с гиперзвуковыми планирующими летательными аппаратами и ракетами, летящими над поверхностью моря. Но заявления не всегда доходят до реализации. Ярким примером является не состоявшийся американский проект эсминца Zumwalt водоизмещением 14 800 тонн. Все три построенных корабля (вместо 32) стали «подопытными кроликами» в экспериментальной эскадре в Тихом океане.

По сообщению британского военного ведомства, заключены контракты с компаниями MBDA UK и Eurosam на модернизацию ракет Aster и интеграцию универсальной зенитной модульной ракеты CAMM (Common Anti-Air Modular Missile) в боевую систему Sea Viper. Это позволит к концу 2032 года, то есть на завершающем этапе эксплуатации эсминцев Type 45, довести количество ВПУ на них до 72, получить ЗУР ASTER Block 1 для защиты от противокорабельных БР и ASTER Block 1 NT (New Technology) для повышения эффективности борьбы с тактическими БР и некоторыми БР средней дальности. При этом ракеты ASTER Block 1 стоят на вооружении армий Франции и Италии, а CAMM — на британских фрегатах Type 23 и в ЗРК Rapier-2000. Та же кооперация работает над Aster 30 Block 1NT, которая может противостоять баллистическим ракетам малой и средней дальности до 1500 километров.

Разумно предположить, что это и станет основой для новых эсминцев. Но в ней не видно угроз для русского гиперзвука.