Воссоединение Крыма с Россией, национально-освободительная борьба на Донбассе, ввели в актуальный политический лексикон новое старое понятие «Русский мир».
Миллионы людей, говорящие на русском языке, вдруг почувствовали себя единым целым, общностью, имеющей свои законные интересы, и готовы их отстаивать, в том числе и с оружием в руках. В основе подобной консолидации лежит, конечно, историческая память.
Связующим звеном между вековой толщей русской истории и политическими процессами новейшего времени был и теперь уже останется навсегда национал-патриотический фронт «Память», более известный как общество «Память» Дмитрия Васильева. Вот почему новая книга Игоря Молотова «Черная дюжина», повествующая об истории этой организации (она выйдет в издательстве «Центрполиграф» уже в октябре), своевременна как никогда.
Молотов, продолжая традиции таких авторов этого издательства, как Александр Проханов и Эдуард Лимонов, безжалостно препарирует объект исследования, предоставляя читателю возможность самому судить и давать оценки столь многогранному явлению, как общество «Память».
Автор явно видел своей задачей собрать максимально полные свидетельства участников организации, напомнить, ничего не скрывая, все факты из ее бурной истории. В книге нашли отражение и странная лояльность монархиста Дмитрия Васильева курса КПСС на перестройку, и последующая поддержка им Бориса Ельцина, и губительные междоусобные конфликты и многочисленные расколы в «Памяти».
Подобный всесторонний честный подход вряд ли будет симпатичен адептам организации, сохранившим о ней теплые воспоминания, но для широкого читателя, интересующегося глубинными истоками современного русского национализма, книга обязательна к прочтению.
Представители старшего поколения с удивлением узнают, что и они сами, возможно, имели к возникновению «Памяти» опосредованное отношение. Помню, будучи школьником, приходилось сдавать в добровольно-принудительном порядке деньги в пользу Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Взамен нам давали марки с изображениями церквей.
Именно на основе этой, формально общественной, а на деле тесно аффилированной с государством организации и возникло в Москве в 1986 году общество «Память».
Почитатели русской старины верно почувствовали, что страна стоит на пороге больших перемен и при должной организации их страстное увлечение может стать одним из столпов будущей государственной идеологии. Так и случилось, хотя для этого и пришлось развалить СССР.
Сама «Память» не добилась непосредственного политического успеха, однако она послужила этаким бульоном, средой, из которой вышла добрая половина русских националистов.
Многие из них и сейчас, что называется, «в топе». Так, недавно был осужден за экстремизм один из лидеров организации «Русские» Александр Белов-Поткин. Ошибаются те, кто думает, что его политическая карьера началась во время русского бунта в Кондопоге. Помните, он держал тогда перед выступающими мегафон?
На самом деле юный Александр уже в 16 лет был «адъютантом» Дмитрия Васильева. Более того, Поткин — организатор знаменитого нападения «Памяти» на редакцию газеты «Московский комсомолец».
В книге Молотова он рассказывает детали той «операции». Немало любопытного о Поткине того времени сообщает не менее известный среди националистов персонаж — Дмитрий Демушкин.
«Вокруг него крутился темненький мальчик, который его всячески отговаривал от этого, шептал гадости про меня…» — такие, вот, откровения о Васильеве и своем коллеге по организации «Русские» сообщает Демушкин. Интересно, не правда ли?
Среди патриархов русского национализма, тех, кто дал автору «Черной дюжины» свои «показания», следует выделить основателя Русского национального единства Александра Баркашова.
Долгое время считалось, что эта военизированная структура — результат раскола в «Памяти». Согласно последнему признанию вождя, зафиксированному в книге, это было его и Васильева общее решение, призванное отделить жаждущих энергичного действия «соратников» от массы книжных любителей истории.
Похоже на правду. Бойцы РНЕ проявили себя не только в 1993 году во время защиты Белого дома, но и совсем недавно на Донбассе. В то время как Дим Димыч (так называли Васильева свои) пока был жив прямого участия в политике сторонился, предпочитая оставаться духовным лидером русских националистов. Что ж, он мог себе такое позволить.
Посеянные им «зубы дракона» дали обильные всходы, а российское государство не постеснялось заимствовать некоторые элементы его идеологии для своих нужд. И, возможно, позаимствует в будущем.