Наука и техника Технологии

Русский самолёт Бе-200 спасёт планету от пожаров

0 3514

Не секрет, что мир не готов сегодня к растущей интенсивности лесных пожаров, вызванных изменением климата. Распространяющиеся от Северной Америки до Европы пожары встречены самым жарким за всю историю наблюдений в Северном полушарии летом.

В начале этого сезона лесные пожары охватили обширные территории Турции, Канады, Греции и Соединённых Штатов, поскольку из-за сильной жары окружающая температура достигла рекордно высоких значений.

При этом в России только одна Якутия стала выглядеть центром пожарной опасности. По данным на конец июля там зафиксировано без малого полторы сотни природных пожаров. Они становятся всё масштабнее и разгораются всё сильнее.

Есть ли выход из этого положения? Несомненно!

Старый добрый пожарный Бе-200

Как известно, с 1 января нынешнего года Россия приняла председательство в международном объединении БРИКС, играющем значительную роль в решении многих глобальных и региональных вопросов. Именно в эту организацию в лице генерального директора госкорпорации «Ростех» и представителя России в Деловом совете объединения БРИКС Сергея Чемезова направлено письмо от компании ООО «РЕК Аэроспейс», в котором предлагается проект создания «Глобальной всемирной аэрокосмической системы борьбы с лесными пожарами» (Global Worldwide Aerospace Wildfire Management System).

Сброс воды на пожаре. © МЧС России.

Он предусматривает глобальное взаимодействие широкого спектра авиационно-космических средств для решения задач борьбы с огненной стихией, интегрированных с перспективным самолётом-амфибией следующего поколения Бе- 200NG.

Как пишет генеральный директор компании ООО «РЕК Аэроспейс», главный конструктор самолёта-амфибии Бе-200 и его модификаций Александр Явкин, это предложение достаточно глубоко проработано и получило принципиальную поддержку заинтересованных в реализации проекта государственных органов и научных организаций: МИД, Минпромторга, МЧС, Минприроды, Минздрава РФ, институтов РАН: МНИИПУ и ИНЭС, МАСП БРИКС.

Явкин считает, что обращённое ко всем странам (в том числе входящим в БРИКС) предложение России о создании совместными усилиями принципиально новой «Глобальной всемирной аэрокосмической системы борьбы с лесными пожарами», нацеленное на избавление планеты от экстремальных лесных пожаров, существенно влияющих на изменение климата и достижение целей устойчивого развития, вызовет позитивный отклик в мире и будет способствовать повышению роли России и объединения БРИКС в формируемом многополярном мировом сообществе.

© Dimok98

Предложение не ограничивается только проектом самолёта-амфибии Бе-200, а предусматривает глобальное взаимодействие широкого спектра авиационно-космических средств для решения задач борьбы с огненной стихией: самолётов, вертолётов, беспилотников, спутниковых систем с использованием обмена потоками данных, обрабатываемых с применением искусственного интеллекта (ИИ).

При этом предложение включает учреждение аэрокосмического Консорциума на территории одной из стран БРИКС. Несомненным достоинством является его деловая сторона: речь идёт об участии российских компаний в многомиллиардном международном бизнесе. Оно основано на новой бизнес-модели, а в качестве источника финансирования в установившемся режиме функционирования системы предлагается использовать средства от реализации карбоновых кредитов или углеродных единиц с использованием цифровых валют и блокчейнов.

Конкретные предложения компании ООО «РЕК Аэроспейс»

Что же предлагает «РЕК Аэроспейс? Ни много ни мало, а создание компании по тушению пожаров под эгидой БРИКС из 500 самолётов типа Бе-200!

Почему именно этот самолёт? Дело в том, что с 2003 года Бе-200 успешно используются для тушения лесных пожаров в России и за рубежом — в Греции, Италии, Португалии, Болгарии, Хорватии, Черногории, Турции, Индонезии, Израиле, на Кипре…

Самолет МЧС Бе-200 тушит лесные пожары в Турции. © соцсети

Как утверждает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Валерий Шелковников, с американской ТТЕ International Inc. в своё время даже был подписан контракт на поставку десяти самолётов, но наши чиновники то ли не удосужились, то ли не захотели своевременно подготовить соответствующие документы для оформления этой выгодной во всех отношениях сделки.

Откуда возникла цифра о постройке 500 самолётов Бе-200? Как говорит Шелковников, в нашей стране Бе-200 пожары если и тушат, то обычно в одиночку либо парой. Поэтому большого эффекта от них нет, поскольку пожары нужно заливать непрерывно, не давая огню разгореться.

Как считает Явкин, идёт дискредитация идеи: прилетел ваш самолёт, а леса всё равно сгорели. Просто самолеты нужно перемещать к возгоранию вовремя. При масштабных пожарах, подобных нынешним летним случаям, бороться с огнём должны слаженно 3–4 машины, а то и больше — в зависимости от того, насколько удалён водоём для «заправки» от места тушения.

Для масштабов БРИКС нужны десятки и сотни пожарных самолётов типа Бе-200. Если поступит сигнал о возгорании, пожарные амфибии немедленно направятся в любую страну этой организации без оформления контрактов и разрешений.

© МЧС России

Препоны в создании всемирной аэрокосмической системы борьбы с лесными пожарами

Почему Явкин обратился к Чемезову? Вот как он объясняет данную инициативу в своём письме:

«Мы обращаемся лично к вам за поддержкой, потому что убедились, что никто в России, кроме вас и президента Владимира Путина, не может принять решение по представлению странам БРИКС проекта создания „Глобальной всемирной аэрокосмической системы борьбы с лесными пожарами”. К тому же ответа на эту инициативу мы не получили от РСПП, РФПИ, ДС БРИКС, АСИ. Печально, когда равнодушны те, от кого зависит многое. Разве не очевидно, что предложение, исходящее от России прежде всего к странам БРИКС, только укрепит авторитет страны, ещё недавно считавшейся великой авиационной державой?»

Однако глобальных характер проекта, охватывающего сферы ответственности ряда министерств и организаций, не позволяет выявить головное ведомство для реализации проекта в целом. Это загнало процесс рассмотрения инициативы в тупик.

Кроме того, как ранее писал «Ридус», в основном пожарная авиация может быть использована только днём и в хорошую погоду. Её работа при верховых пожарах опасна, сброс воды с больших высот малоэффективен, а места базирования пожарной авиации порой расположены далеко от очагов пожара. Опыт применения самолётов на тушении показал, что кромку пожара не видно из-за задымления, а полёт над пожаром на низкой высоте невозможен из-за восходящих потоков. Вода приостанавливает горение на два — четыре часа, затем пожар возобновляется.

Использование морской воды самолётами-амфибиями приводит к сильному засолению грунта и почвы. Если через несколько лет после пожара, потушенного обычной речной или озёрной водой, на его месте вырастает новый лес, то на солончаках не всходит даже трава.

Самолет Бе-200 взлетает с воды. © Michael Sender

На самолёте Бе-200 установлены двигатели Д-436 украинской разработки. Их планируется заменить на отечественные двигатели ПД-8, каковых понадобится 1000 экземпляров. С производством такого количества моторов российский авиапром никогда не справится, поскольку эти двигатели планируется устанавливать ещё и на отечественные пассажирские самолёты.

Тем не менее, разработчики проекта убеждены, что даже в нынешних условиях политической напряжённости противникам России будет трудно найти значимые аргументы против предложения по спасению планеты (особенно слабо защищённых стран Глобального Юга) от катастрофических последствий экстремальных пожаров.

Если проект будет реализован, то русский самолёт Бе-200 спасёт планету от пожаров.