Общество

Русский выходец из Узбекистана не мог получить гражданство России 20 лет

0 2253

Виктор Шилов, уроженец узбекского Бекабада, рассказал телеканалу «Царьград», как в течение двух десятилетий добивался российского гражданства.

Виктор родился в 1983-м в семье переселенцев-комсомольцев Шиловых, а в 2003-м, будучи молодым человеком, он решил отправиться на родину отца — в Каменск-Уральский. Его испытания начались практически сразу, как только в России он женился и решил зарегистрировать брак:

«Потребовали справку из Узбекистана, что у меня там нет семьи. Что поделать? Надо так надо, подали запрос, но в Узбекистане его игнорировали. А без справки наш брак не могли зарегистрировать», — рассказал Виктор Шилов.

Виктор, будучи в Каменске-Уральском на птичьих правах, брался за всё: ремонты, стройка, огороды. Трудился охранником, грузчиком. Кем угодно, лишь бы прокормить большую семью. У Шиловых родилось семеро детей, хотя и вне официального брака. За двадцать лет жизни в Каменске-Уральском Виктор неоднократно подавал на гражданство, но…

«Например, требовали какую-то справку. Пока одна справка делалась, другая теряла свой „срок годности“, приходилось начинать этот круг с самого начала. А у нас пошли дети: первый ребёнок, второй, третий. Пока Юля в декрете, мне нужно работать, содержать семью, а не выстаивать километровые очереди за этими справками, доказывая, что я русский», — признаётся Виктор.

По словам президента Уральской ассоциации беженцев Людмилы Лукашевой, в Каменск-Уральском, как и в любом небольшом городке, всё про всех знают, и Шиловы всегда были на хорошем счету. Юлия даже получила награду из рук губернатора как мать-героиня. За эти 20 лет они ни разу не попадали в поле зрения ни соцслужбы, ни опеки, ни местного участкового. Тем не менее ситуация с документами с каждым годом приобретала всё более и более безнадёжный характер.

У Виктора кончился срок действия узбекского паспорта, и он оказался в ситуации «господина никто»: паспорта Узбекистана нет, а русский не дают, потому что отсутствует узбекский. Единственная бумага на руках — смятая ксерокопия свидетельства о рождении. Но чиновники презрительно рекомендовали ему использовать эту бумагу… скажем так, в гигиенических целях. Постоянно находились причины отказать в выдаче документов. Некоторые звучали как издевательство. Например, «отсутствие (у Виктора) социокультурных связей с Россией».

«Сказали, что нужно ехать в Узбекистан и там брать документы. А как, во-первых, я поеду без документов, во-вторых, у меня там никого нет, родители уже умерли», — поделился Виктор.

По словам Людмилы Лукашевой, наши чиновники действовали строго по регламенту, без всякого сочувствия и сострадания к семье Шиловых, но основной, как говорится, «затык» был именно в бюрократах из Узбекистана. Им регулярно отправлялись официальные запросы по Шилову и писались письма, но те всё игнорировали.

«Уверена, что они просто хотели денег. Я своими глазами видела в консульстве Узбекистана объявление, написанное от руки, где был прайс-лист на услуги. Причём принимали только доллары наличными и ещё написали — „сдачи не даём“», — рассказала Лукашева.

А потом случился теракт в «Крокусе». И местные силовики стали перетряхивать всех мигрантов и наткнулись на Виктора. Тот факт, что перед ними оказался русский многодетный несудимый человек, положительный отец, у которого за 20 лет не было даже «административки», никого не смутил. Шилова быстренько оформили как нелегала, посадили в ЦВСИГ и стали готовить документы на депортацию с запретом на въезд в РФ сроком на пять лет.

«У меня была последняя надежда получить гражданство через участие в СВО. Я написал в военкомат заявление, подписал контракт. Рассудил так, что даже если меня убьют на войне, то как минимум семья получит за меня выплаты, а если не убьют — оформлю наконец-то гражданство. Но суд состоялся раньше, чем решились дела в военкомате. Значит, и этот вариант отпал. Судья мне сказала — вы должны были решить все свои вопросы ещё 20 лет назад. Так я решал их, но они не решались», — рассказал Виктор.

Но, к счастью, рейс, которым Шилова должны были депортировать в Узбекистан, задержали на три часа. За это время к нему поступил звонок от сотрудника Следственного комитета:

«Позвонил следователь СК, представился, говорит: а вы где? Я отвечаю, что в аэропорту, сейчас меня посадят в самолёт, и всё. Он говорит — стоп! Вам готовится гражданство России. Минут 20 они общались с моим конвоем, потом с меня сняли наручники и развернули обратно. Не знаю, если бы самолёт не задержался на три часа, меня бы отправили в Узбекистан, и я бы не смог вернуться к семье», — говорит Виктор.

Когда мы дозвонились до Виктора, он всё ещё находился в ЦВСИГ, но уже готовился вскоре вернуться в Каменск-Уральский к семье. Первым делом, когда получит заветный паспорт, за который воевал с чиновниками более 20 лет, планирует жениться на матери своих семерых детей.