Путешествия

Русско-украинская граница: попытка проникнуть на территорию Украины

7 4451

Путешествие на поезде Москва-Севастополь и Севастополь - Москва всегда было полно вагонной скуки, новых книг, тульских пряников и звенящих сервизов, которые то и дело пытались втиснуть в наше купе.

Но больше всего запомнился Сиваш (красота неимоверная) и таможенное стояние. Обычно все происходило так: конец августа, набитый москвичами поезд подъезжает к Казачьей Лопани. Заходят украинские пограничники. Люди начинают шевелиться. Мужчины мнут сигаретные пачки в руках и тоскливо смотрят на перрон. Женщины пытаются успокоить детей и судорожно ищут паспорта. Бабушки собирают со столиков остатки еды.

А еще разговоры... Мужчина в тельняшке и с якорем на предплечье ругает Хрущева. Офицерская дочка возмущается: "Эти хохлы...". Кто- то начинает говорить об ужасах, которые творит таможня: мол, конфисковали то, конфисковали это, не пропустили женщину с ребенком без доверенности от мужа. А еще любили сравнивать: "Вот украинская таможня, это, конечно, ужас. А русские погранцы гораздо лучше." Тогда мужчина в тельняшке, заполняющий эмиграционную карту, непременно скажет: "Шо те, шо те идиоты. А виноват во всем Хрущев". И, несмотря на то, что на таможенном контроле России и Украины тратили одинаковое время, несмотря на то, что братские народы, что "украинцы те же русские, только в профиль", всегда чувствовался негатив к "хохляцкой таможне". Думаю, таким образом скорее выражали свое тихо тлеющее недовольство развалом Союза, нежели хотели как-то оскорбить украинский самостийный народ.

И вот теперь у меня появилась возможность посмотреть, что же теперь происходит на русско-украинских границах.

Выехала я из Симферополя поздно вечером. Несмотря на предупреждения, что меня едва ли выпустят из Крыма, завернут на Перекопе, я все же решила рискнуть. На самом деле нет никакой достоверной информации о том, выпускают ли из Крыма и с какими паспортами, и что делать, если прописка крымская. И что делать если ты не из Крыма, а из России, но едешь на Украину через Крым - как в моем случае.

На эти вопросы мне не смогли ответить ни на автовокзале в Симферополе, ни водитель автобуса Ялта-Донецк. Очень расплывчато поведали, что "тут как повезет", что "кого-то ссаживают, но почему - непонятно" и т.д.

Из Симферополя я выехала в 22-35. И уже около 12 ночи в наш автобус зашли русские пограничники, собрали паспорта и сказали ждать. Никакого обыска не было. Водителя попросили открыть багажное отделение, скользнули взглядом по сумкам, кое-что потрогали - пощупали и собственно все. На вопрос "Кто-нибудь перевозит наркотики или оружие?" пассажиры сонно рассмеялись.

Через час нам отдали паспорта и уже спустя десять минут у нас снова забрали документы уже украинские пограничники.

Увидев мой российский паспорт, таможенник сперва спросил, есть ли иммиграционная карта , получив отрицательный ответ тут же сказал: "Сейчас обратно поедешь". Тех, у кого крымская прописка, но паспорт украинский, пропустили без каких-либо проблем, а меня попросили пройти в таможенный пункт.

Захожу: в наскоро поставленном вагончике в 12 кв метров, не больше, стоят два стола, один компьютер. За одним из столов сидит начальник пограничников. Меня очень вежливо попросили сесть, начали расспрашивать о цели поездки. Так как меня выдавал штатив, а с собой была пресскарта, я сказала, что фрилансер, еду в Донецк. Думаю, что придумай я другую цель визита, меня все равно бы не пропустили. На Украине считается, что Крым до сих пор Украина, так что без иммиграционной карточки меня бы не выпустили в любом случае. Я объяснила, что прилетела в Крым на самолете. Капитан улыбнулся, сочувственно посмотрел на меня и посоветовал ехать через Ростов.

Что делать. Пошла собирать вещи. То, что меня не пропускают, сразу же взбудоражило автобус. Пассажиры быстро проснулись и стали громко мне сочувствовать. Водитель пошутил: " В следующий раз перевезу в багажнике". Автобус тронулся. Мне пожелали удачи, и я осталась ждать автобуса Донецк-Ялта, который должен был приехать на границу через полтора часа, однако приехал через три.

Мне предложили подождать в вагончике - пограничном пункте. То и дело внутрь заходили таможенники в камуфляже, что-то согласовывали, переговаривались по рации. Спустя время, ко мне уже начали обращаться по имени, предложили кофе. Начали говорить о майдане, о Севастополе, о ситуации вообще. Тот, что проверял паспорта, сказал что сочувствовал Беркуту, что вся проблема во власти, которая предает свой народ. Другой рассказал, что совсем недавно женился, и его тут же отправили на границу. Пожаловались, что многие возмущаются, скандалят - "особенно женщины". Я засмеялась. Стало жалко этих уставших людей, Украину. На несколько минут я ощутила всю нелепость этой никому не нужной границы.

Около пяти часов утра пришел автобус Донецк-Ялта. Похолодало. Люди в автобусе были возмущены происходящим. "Сколько же можно,- говорила женщина сзади меня, - беспредел, что за очереди, эти хохлы ничего делать не умеют". Раздался одобрительный гул. Тут она обратилась ко мне: "Ну рассказывай, за что ссадили?". Я объяснила. Потом прибавила, что обращались со мной очень вежливо и даже напоили кофе. "Подкупили!" - отнюдь не добродушно прокомментировал мои слова мужчина из салона. Все засмеялись. Было видно, что никто не хочет знать о том, что в среде "хохлов" возможна вежливость.

Час в автобусе -дожидались паспортов - и вот уже мы почти на территории России. Опять женщина сзади: " Обратите внимание, тут пробок нет". На что кто-то из салона закричал: " Так почему ж у Вас до сих пор украинский паспорт?". Женщина бросило зло : "Работа у меня в Украине, только поэтому". Вклинился водитель: "Всегда долго на границах стоять, бывает по несколько часов, так что здесь то же, что и везде. Просто мы не привыкли..."

На русской границе разрешили выйти из автобуса. Пограничники восприняли мой возврат как шутку, но с интересом расспрашивали, улыбались и комментировали. В какой то момент я устала объяснять, что же произошло и пошутила "Да просто я экстремист". Смеялись и гражданские и военные. Один молодой (судя по голосу) военный в балаклаве и с автоматом наперевес заметил: "Утро начинается весело, значит смена будет хорошая". Над границей начало подниматься солнце.

И у меня и у пассажиров поднялось настроение. Несмотря на то, что вокруг была колючая проволока и ходили вооруженные военные, казалось, каждый думал: "Это наши военные, наша колючая проволока и это русские овчарки лают за периметром". Да и настроение пограничников передалось людям. Здесь не было той усталости и настороженности, что чувствовалась буквально в семи минутах от российской границы.

До Симферополя добралась без приключений и решила совершить прорыв на Украину через Ростов. Самым лучшим вариантом оказался автобус до Краснодара через Керчинскую переправу. Проведя в дороге 10 часов, я наконец-то добралась до Краснодара. Да, Крым -Россия, но перед переправой у пассажиров собрали паспорта, а после переправы еще была выборочная проверка документов. В Краснодаре я села на поезд до Горловки, где наконец-то удалось поспать. В восемь часов утра 2-го мая (выезжала из Симферополя я вечером 30-го) поезд остановился на Украинской границе.

Увидев мою подмосковную прописку, мне дали иммиграционную карту и без каких-либо проблем пропустили. Однако человека, который со мной ехал с русским паспортом и крымской пропиской долго не хотели пускать, куда-то уводили, но в конце - концов пропустили. Видимо, заплатил.

А спустя еще два часа я была в Горловке. Поезд должен был идти до Славянска, но в связи с событиями утра 2 мая, рейс отменили. По поезду пустили слух, что около Славянска уже разбирают железнодорожные пути. Пришлось ехать в Донецк.

P.S. В центре Донецка наблюдала следующую картину:

С третьего этажа, перевесившись через балкон, женщина кричит знакомой, которая стоит около подъезда: "Танюха, ты воду набрала? Нас отравить пытаются!". Я спрашиваю у таксиста: "Кто пытается отравить?" На что он отвечает: "А поди разберись тут, кто, что и с кем хочет сделать".