Расследования

Русское авось и французское горе: в поисках виновных в катастрофе Falcon-50

2 499

В отличие от вчерашней панихиды, собравшую в Сен-Сюльпис почти две тысячи человек, на похороны собрались лишь родственники погибшего и близкие друзья. Отрадно, что, несмотря на трагедию, Total свои пророссийские амбиции не снижает. Так, по сообщению ИТАР-ТАСС, старший вице-президент Total по связям с континентальной Европой и Азией Майкл Борел заявил, что «стратегия Total в отношениях с Россией остается неизменной. Компания будет продолжать проекты, проводившиеся по инициативе Кристофа де Маржери на российском направлении».

1 Панихида по Кристофу де Маржери в Париже. © STEPHANE DE SAKUTIN/AFP

К расследованию аварии подключились французские специалисты. Они провели в Москве всю минувшую неделю. Впрочем, буквально три дня после катастрофы те самые эксперты заявили, что наши спецы — настоящие профессионалы своего дела, и французы не видят смысла вмешиваться в работу россиян. 

«Мы полностью доверяем нашим коллегам из России», — отметил представитель Бюро по расследованию авиакатастроф Франсуа Юшар. Он заявил, что французская сторона передала российской «всю имеющуюся информацию, которая может быть необходимой для выяснения обстоятельств происшедшего».

Российские правоохранительные тем временем штаны зря не просиживают. Редкий случай, когда в деле об одной автокатастрофе есть сразу пять подозреваемых. Светлана Кривсун (диспетчер-стажёр) и Роман Дунаев (руководитель полётов аэропорта) — под домашним арестом. Владимир Мартыненко (не совсем трезвый снегоуборщик), Александр Круглов (диспетчер-инструктор) и Владимир Леденёв (ведущий инженер аэродромной службы Внуково) арестованы. Во многих подразделениях Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД), координирующей работу диспечтеров по всей стране, прошли выемки документов, а гендиректор Внуково и его зам подали в отставку.

2 Владимир Мартыненко. © Andrew Ivanov/Reuters

Авиадиспетчеры проявили корпоративную солидарность и тут же начали активно защищать своих коллег. В СМИ появились материалы, что техническая база Внуково оставляет желать лучшего, и радар просто не видел проклятый снегоуборщик. В распоряжении REN, например, появился вот такой образчик возможностей локатора.

Здесь следует окунуться в некторые детали. Означенный локатор «Terma scanter 2001» куплен аэропортом Внуково в Нидерландах в 2008 году. В 2010 аэропортом и ГК ОРВД подписали договор о намерениях. В аренде локатор — с августа 2013 года. Сертификация была проведена в сентябре 2013-го. В соответствии с ней локатор работает и сейчас. Однако, неполадки были отмечены буквально сразу, и предложения о технической доработке в установленном порядке были отправлены арендодателям (переписка имеется). Во Внуково вразумительного ответа так и не дали. ГК ОРВД же, как арендатор, самостоятельно никаких работ проводить не имела возможности. В итоге получилоась такая коллизия: согласно всем нормативам локатор исправен, а в реальности, что называется, «подглючивает».

В федерации профсоюзов авиационных диспетчеров утверждают, что Внуковский локатор умеет работать исключительно в пассивном режиме. Монитор отображает все объекты на аэродроме, включая людей и даже птиц. Избежать этого можно, если локатор включить не только в пассивном, но и в активном режиме. Для этого на него нужно установить антенну, которая ловит ответный сигнал с объектов, что позволяет идентифицировать технику. Однако, такой антенны — нет.

3 Вид на аэропорт Внуково глазами диспетчера © Ridus.ru

ГК по ОрВД неоднократно предлагала «Внуково» перевести локатор в активный режим. Были соответствующие письма, исходящие из филиала, обслуживающего внуковский аэропорт — МЦ АУВД, но сделано это не было. Почему — вопрос к Внуково.

Компетентный источник «Ридуса» в аэронавигационных кругах, заявил, что имеются сведения, что у «Внуково» существуют проблемы с юридическим оформлением этого самого локатора:

В аренду они его ГК (по ОрВД, ред.) сдали, а сами на себя оформили «криво». Поэтому и не могли никаких технических изменений в конфигурацию его работы внести и оформить. Это ведь денег стоит. 4 На месте аварии Falcon-50 © Russian Investigative Committee/Reuters 5 На месте аварии Falcon-50

Госкорпорация же, как арендатор, вообще права не имеет переводить локатор из активного режима в пассивный. Только следить за техническим состоянием.

Вы ведь когда, например, «двушку» снимаете, то есть берете в аренду, не можете там по своей инициативе без официального разрешения сделать перепланировку, а потом хозяина поставить в известность задним числом, да ещё попросить сумму, затраченную вами, вычесть из арендной платы,  объяснил «Ридусу» сей вопрос собеседник агентства.

При этом в самой ГК ОРВД хоть какие-то комментарии давать отказываются. Потому пришлось обратиться к представителям профосюзов, которые не отмалчиваются.

6 © Владимир Трефилов/РИА Новости

Как выяснилось, самое страшное, проблемы с техническим оснащением — не Внуковская исключительная «фишка». Этот вопрос остро стоит почти во всех российских аэропортах.

В Пулково три дня назад при такой же плохой погоде диспетчер увидел на мониторе локатора ошибки. Счёл возможным отправить на второй круг два самолёта, а к третьему применил экстренное торможение. Все ошибки оказались ложными, но диспетчер решил перестраховаться. Каждый для себя решает сам: рисковать, либо верить техническим средствам, которые могут врать. —  рассказал в интервью «Ридусу» президент ФПАД России Сергей Ковалёв.

Сами же подозреваемые диспетчеры твердят, что действовали согласно всем инструкциям и правилам. Снегоуборщик было не видно ни на мониторе локатора, ни невооружённым взглядом из-за плохой погоды. Впрочем, вчера, 27 октября, Life News усомнился в полной невиновности диспетчеров, опубликовав переговоры Внуково при крушении самолёта.

Мы обратились за помощью к нашему компетентному источнику, чтобы он прокомментировал этот ролик:

Компьютерная графика, иллюстрирующая перемещения снегоуборочных машин по аэродрому и саму катастрофу, у LifeNews неточная: не так «тачки» ехали, не там остановились, не так самолет за одну из них зацепился. Снегоуборочная машина, с которой столкнулся уже практически взлетевший самолет, у «лайфов» до полосы даже не доехала — графика прерывается, когда она ещё на «рулёжке». Диспетчер дважды разрешил снегоуборщику пересечь взлетно-посадочную полосу. Об этом свидетельствуют записи переговоров сотрудника аэропорта Внуково с водителями спецтехники. Незадолго до взлета шофер доложил, что очистил полосу. Одновременно записью подтверждается и версия авиадиспетчеров о некачественных локаторах. На самом деле на записи не шофёр (Мартыненко), а другой сотрудник аэропорта. По идее, это должен быть Леднёв, которого в пятницу также арестовали. 7 Черный ящик, извлеченный из Falcon-50

Одновременно с версиями о русском раздолбайстве, пьяной езде и некачественными техсредствами отрабатываются и другие варианты. Например, ФСБ отрабатывают версии заказного убийства и теракта.

Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров тем временем своих бросать не собирается. «Если понадобится, будем защищать в суде, — рассказал „Ридусу“ Ковалёв. — Сейчас собираем материалы, которые доказывают, что все инструкции были выполнены в полном объёме».

Проводим тест по сем остальным нашим центрам, проверяем все технические средства. В ситуациях, подобных «Внуковской», диспетчеры рискуют попасть за решётку за то, что были вынуждены выполнять свою работу в таких условиях.

В субботу, 8 ноября, представители профсоюзов авиадиспетчеров проведут во Внуково митинг. Забастовки, будь то итальянские, или русские, как и любые акции протеста им запрещены законом. Простым же пассажирам да, как оказалось, и непростым, остаётся надеяться, что следствие не ограничиться поиском виновных, но наведёт порядок с локаторами-радарами и прочими техсредствами в аэропортах. Не хотелось бы полагаться на «авось долетим», пока хозяева аэродромов надеются, что «пронесёт». То, что не один алкоголь виновен в происшествии, уже ясно абсолютно точно.

8 Кристоф де Маржери, глава компании Total. © Gonzalo Fuentes/Reuters 9 Вход в здание компании Total. © Charles Platiau/Reuters