На предыдущих заседаниях клуба эксперты и гости обсуждали вопросы миграции, разбирали концепцию построения гражданской или этнокультурной нации, говорили о культурном коллапсе русской цивилизации и путях выхода из сложившегося кризиса.
Настало время говорить о проблемах экономики, уровня жизни, занятости и безработицы.
Спикерами заседания стали следующие эксперты: лидер «Партии Дела» Константин Бабкин, председатель движения «Федеральный Сельсовет» Василий Мельниченко, а также старший эксперт Института экономической политики имени Егора Гайдара Сергей Жаворонков.
В обсуждении также приняли участие: Михаил Ремизов, Павел Святенков, Владимир Кочетков, Богдан Безпалько, Сергей Баранов, Александр Махлачев и другие. Всего в небольшом зале «cafe Город» послушать экспертов и поучаствовать в дискуссии собралось более 60 человек. Ведущим мероприятия являлся председатель «Русского гражданского общества», автор этих строк.
Входные условия для дискуссии, о которых в течение всего заседания упоминали выступающие, можно свести к следующим пунктам:
- российская экономика превратилась в солидаристско-корпоративистскую;
- текущая модель российской экономики остается сугубо сырьевой, а основные деньги зарабатываются на импорте товаров народного потребления и продуктов питания, приобретенных на нефтяную выручку;
- банковская система продолжает саботировать реальный сектор экономики, сократила кредитное предложение, использует полученные активы на фондовых и валютных биржах;
- сами деньги дороги, а требования к залогам зачастую невыполнимы, да и самих залогов надлежащего качества просто нет;
- большая часть российских активов находится в оффшорных юрисдикциях, там же остается почти вся выручка и уплачиваются налоги;
- государственные деньги, выделяемые на крупные проекты, осваиваются с большим опозданием, неэффективно и исключительно в кругу доверенных предпринимателей Президента, и это давно не секрет;
- госзаказ низших уровней полностью подмяли под себя чиновники и аффилированные с ними лица, которые для выполнения большинства работ используют неквалифицированный и нелегальный труд мигрантов;
- как итог, 80% ВВП страны вырабатывается и осваивается 10% работающего населения, которые живут в мире больших денег, красивых машин, доступных кредитов и свободного перемещения по миру, остальные 90% населения довольствуются 20% ВВП, страдают от социальных болезней, высокой смертности, безработицы и других недугов.
Сама тема дискуссии оказалось настолько обширной и многофакторной, что удалось обсудить не более десяти процентов вопросов, вынесенных на дебаты. Из того, о чем хотелось, но не удалось поговорить: анонимные криптовалюты, экономика будущего, электронные деньги, опорные точки шестого и седьмого технологических укладов, проблемы деловой культуры и делового доверия, источники накопления, способы реинвестирования внутренних сбережений и многое другое.
Главным спикерам заседания предложили ответить на вопрос, какая, на их взгляд, экономическая программа подходит России и какая из них (мы имеем программу Кудрина, Глазьева и Титова-Миркина) будет принята?
Константин Бабкин в своем выступлении говорил о том, что не во всех отраслях российской экономики провалилось импортозамещение, в России имеются конкурентоспособные промышленные отрасли.
Из представленных к обсуждению программ наиболее близкой является программа Глазьева. Но и она обладает большим количеством слабых мест, так как подразумевает очередную централизацию ресурсов.
Более близкая к реальным потребностям малого и среднего бизнеса программа Миркина-Титова показалась лидеру «Партии Дела» гораздо более привлекательной, а основным его тезисом стал призыв к проведению новой индустриализации.
Под новой индустриализацией понимается переход к сложным переделам продукции, массовому созданию современных предприятий, создающих товары с высокой долей добавленной стоимости. В идеале, спикер видит Россию промышленно развитым государством с большим количеством технологичных сложных производств и высококвалифицированным трудом.
Основатель МЭФ отметил, что главным современным ресурсом становятся технологии, информация и квалификация. Старший эксперт Института экономической политики имени Егора Гайдара Сергей Жаворонков отметил, что программа Глазьева не плоха, но совершенно не реализуема из-за текущего состояния системы государственного управления и сложившихся форм хозяйственных отношений между субъектами бизнеса.
Программа Миркина-Титова, напротив, более приближена к реальности и учитывает как интересы «рыночников», так и взгляды «консерваторов». Наиболее привлекательной программой Сергей Жаворонков называл программу Кудрина, отметив при этом, что при президентстве Путина она не может быть реализована.
Спикер называл позицию поведения ЦБ РФ по таргетированию инфляции оправданной, хотя, например, «Столыпинский клуб» предлагает таргетирование ВВП. По мнению экономиста, для нормализации экономической ситуации никакой новой эмиссии денежных средств проводить не нужно.
Достаточно, оказывается, вывести «отпускников» из ЛДНР и прекратить помогать Донбассу. Это, по мнению Жаворонкова, должно показать иностранным инвесторам, что Россия не является бандитским государством, поэтому к нам вновь потекут реки прямых и портфельных инвестиций из-за рубежа. Правда, он оговорился, что вопрос возвращения Крыма Украине не стоит на повестке дня, а международное сообщество уже смирилось с его вхождением в состав России.
Председатель движения «Федеральный Сельсовет» Василий Мельниченко призывал российское правительство провести реформы в интересах жителей сел и малых городов. Необходимы такие экономические инструменты, которые позволят развиваться малым и средним предпринимателям. «Людям нужна работа, а нас сгоняют с земли», — подчеркивал спикер. В его понимании, выбор концепции экономического развития — это вторичный вопрос. Куда важнее, кто и для кого принимает в этой стране законы и в чьих интересах они действуют.
По мнению спикера, надо поддерживать местного предпринимателя, развивать местное самоуправление, работать над совершенствованием правовой базы и развивать инструменты импортозамещения. «Хватит жаловаться на жизнь, Правительство Вас жить не заставляет», — горько пошутил агропромышленник Мельниченко. Трое участников дискуссии, несмотря на весьма различные взгляды, сошлись на главном — какие бы прекрасные программы ни писали экономисты, но при существующем подходе российского политического истеблишмента к управлению экономикой и политической средой, ни одну из них реализовать не удастся.
Без комплексных изменений во всех сферах жизни любая экономическая реформа будет обречена на неудачу. Политолог Павел Святенков настаивал на том, что первопричиной всего происходящего является насильно продавленная Ельциным конституция, а также те либеральные реформы, которые запустили Гайдар и Чубайс.
По мнению Святенкова, основной вопрос в России — это вопрос об итогах приватизации 90-х, когда огромная государственная собственность перешла в руки нечистоплотных предпринимателей по цене 1−5% от рыночной стоимости.
А, значит, для решения экономических проблем России нужно пересмотреть итоги залоговых аукционов. Владимир Кочетков доказывал, что все проблемы современной экономики — это проблемы, заложенные при правлении Ельцина, без разрешения которых невозможно выработать ни правового государства, ни эффективной экономической модели.
В этом диалоге он дискутировал прежде всего с Сергеем Жаворонковым. Михаил Ремизов считает, что главной причиной современных проблем является устойчивый союз либерал-монетаристов и сырьевых олигархов с госкапиталистами, которых Ремизов красиво назвал «фаворитами власти». Главная проблема в том, что в России одни компании и банки не имеют нормального доступа к кредитному или долговому рынку, а «фавориты» при поддержке системных либералов всегда имеют уникальные условия доступа к дешевым ресурсам и проектам по диверсификации рисков.
Кроме того, Ремизов заметил, что уникальный шанс на реальное импортозамещение был упущен в середине-конце нулевых, когда у России был целый ряд конкурентных преимуществ. Сейчас в банковском секторе есть ликвидность, но реальный сектор их получить не может. Заключил свое выступление Ремизов выводом о том, что качество государственного менеджмента — это самая больная точка современной российской экономики.
Следующие заседания клуба «Достоевский» будут посвящены проблемам абортов и деторождения в России; русскому языку как средству коммуникации; градостроительной и транспортной политике города Москвы. Следите за анонсами.