Интернет Право

Рыночное равенство: как компаниям России выйти из тени западных IT-гигантов

0 14357

Цифровая индустрия в России развивается семимильными шагами, однако на глобальном рынке высоких технологий достаточно факторов, препятствующих этому процессу. Главным образом, российскую IT-сферу тормозит недобросовестное поведение ее главных конкурентов — западных цифровых гигантов, которые как будто играют на этом поле с чит-кодами.

По мнению экспертного сообщества и представителей отечественной цифровой индустрии, проблему неравенства российских и зарубежных разработчиков перед законом РФ необходимо решать в срочном порядке.

В сложившейся ситуации российские разработчики обязаны исполнять все предписания законодательства, тогда как западные IT-гиганты откровенно его игнорируют. Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин убежден, что на зарубежные IT-корпорации необходимо оказывать давление, чтобы встроить их в российское правовое поле.

Российское государство через госорганы и госкомпании тратит на цифровую рекламу больше восьми миллиардов рублей в год. Причем больше половины этих денег уходит зарубежным соцсетям, у которых нет в стране представительств и которые, по сути, игнорируют наше законодательство. Для российских сервисов эти деньги можно считать вкладом в их развитие. Не прямой государственной субсидией, но тем не менее существенным стимулом. Для зарубежных площадок, которые не соблюдают российское законодательство, это просто халява. К сожалению, у многих международных IT-игроков с нашим государством сегодня отношения без обязательств. А нам нужен, если продолжать эту аналогию, законный брак. И зарплату в семью. Я считаю, мы вправе и должны использовать эти миллиарды как инструмент давления на зарубежные площадки для принуждения к сотрудничеству и, прежде всего, открытию их представительств в России, — заявил парламентарий в ходе дискуссии на форуме РИФ in the City.

С этим согласен и председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев. Однако, по словам эксперта, заставить западных крупных игроков выполнять российские законы необходимо с помощью метода кнута и пряника.

Во-первых, необходимо упростить работу в части официальной регистрации IT-компаний. Во-вторых, следует обдумать формы налоговых льгот для компаний, которые захотят официально работать в России.

Эксперт предупредил о том, что архаичные методы контроля, включая штрафы и блокировку, более не эффективны. «Только создание комфортных условий для бизнеса может повлиять на уровень роста нашей экономики», — подчеркнул Журавлев.

Директор института права и развития Высшей школы экономики и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов в ходе дискуссии признал, что отечественное законодательство зачастую не успевает соответствовать стремительно развивающейся индустрии. Время от времени в дело вступает Федеральная антимонопольная служба, и она может похвастаться успешными кейсами.

«Антимонопольное законодательство можно уверенно отнести к драйверам российского развития IT-рынка», — убежден Иванов. В качестве примера он привел действия ФАС в конце «нулевых», когда была заблокирована сделка по покупке Google поисковой платформы «Рамблера» под названием «Бегун».

Это произошло в очень прогрессивном контексте, когда никто из регуляторов подобные сделки не блокировал. Состоялась целая серия глобальных сделок — когда Facebook покупал WhatsApp, Microsoft покупал LinkedIn, а Google скупил сотни тысяч компаний за период набора свой рыночной власти. Практически ни по одной такой сделке дискуссий среди антимонопольных регуляторов не было, потому что доминировал лозунг Competition is just one click away. Google говорила, что конкуренция на IT-рынках безумная, она будет постоянно менять структуру основных игроков, ее не остановить, поэтому бессмысленно вторгаться туда с антимонопольным регулированием. Позже и европейские, и американские регуляторы посыпали голову пеплом, признавая, что они ошиблись.

Чтобы не допустить повторения таких сценариев в России, необходимо продолжать актуализировать антимонопольное законодательство, продолжил Иванов. Для этого и был разработан «пятый антимонопольный пакет», нацеленный на распространение антимонопольного регулирования на онлайн-площадки: поисковики, онлайн-магазины и другие платформы.

В ФАС так объяснили новые предложения по внесению изменений в Закон о защите конкуренции и КоАП РФ.

В настоящее время рост экономической власти цифровых платформ требует от законодателей не только в России, но и в других странах определиться с правилами и требованиями к их деятельности. Аналогичные инициативы рассматриваются и обсуждаются во многих странах мира. В рамках «пятого антимонопольного пакета» ФАС России предлагает запретить различные формы злоупотреблений со стороны цифровых гигантов, — отмечают в пресс-службе ФАС.

«Пятый антимонопольный пакет» должен определить новые критерии «доминирующего положения» на онлайн-рынке. В ФАС подчеркивают, что предложенные антимонопольные меры не помешают работе цифровых платформ, однако при условии их доминирования установят запрет на дискриминацию клиентов, монопольно высокую цену на оказываемые услуги и так далее.