Авто Арт-ридус

РЖД не отменяет электрички в регионах - компания строит успешный бизнес

1 303

Чуть более недели назад в прессе появилась информация о том, что РЖД якобы намерена отменить пригородные электрички во всех регионах России.

Первым о ситуации вокруг пассажирских перевозок со ссылками на собственные источники в правительстве и РЖД написал «Коммерсант». Стоит отметить, что в данном материале описаны большинство аспектов проблемы и в целом представлена достаточно четкая картина будущего развития пассажирских перевозок. Но почему-то многие издания не стали углубляться в проблему и наперебой начали публиковать новости с кричащими заголовками, объединенными одной мыслью: «РЖД отменяет электрички по всей стране».

Это не совсем верно, так как РЖД с 2011 года не занимается пассажирскими перевозками вовсе. Они находятся в юрисдикции пригородных пассажирских компаний. Соответственно, РЖД - инфраструктурная компания, обеспечивающая сами железные дороги. Впрочем, те самые пригородные пассажирские компании по факту являются «дочками» РЖД. В зависимости от регионов варьируются и доли в уставных капиталах этих компаний. Чаще всего эти различия несущественны, и в большинстве компаний РЖД имеет контрольный пакет активов с правом решающего голоса.

Тем не менее в пресс-службе РЖД корреспонденту «Ридуса» ответственно заявили, что компания не имеет отношения к отмене электричек в регионах, и что в сложившейся ситуации виноваты власти регионов, не закладывающие в бюджет средства для пригородных пассажирских компаний. Соответственно, последним нечем платить РЖД за аренду подвижных составов и путей, поэтому пригородные пассажирские перевозчики отменяют определенные рейсы. Как было прежде и почему таких проблем не возникало?

Электрички всегда были убыточными. Но раньше потери компенсировались путем перекрестного субсидирования, так как РЖД была одновременно и пассажирской компанией, и грузовые перевозки "спонсировали" пригородные. Но после длительного реформирования РЖД это стало невозможным. Если раньше РЖД могла работать с регионами в долг или еще как-то им помогать, то осенью прошлого года правительство России дало поручение больше не оказывать услуги в долг пригородным компаниям. Соответственно, ППК остались наедине с региональными бюджетами, в которых и без них проблем хватает.

Немного цифр. С начала этого года по всей России были отменены 232 электрички и, если ситуация не изменится, эта цифра будет казаться шуточно маленькой. Больше всего пострадал Ставропольский край. Несмотря на то, что он всегда был проблемным, по информации РЖД, в этом году власти вообще не заложили средств в своем бюджете для обслуживания пригородных поездов. Не намного лучше положение по Белгородской области, где сокращение составляет уже 35%, по воронежской – 12%, в Ростовской области – 45%. Но некоторые регионы пытаются решить проблему не сокращением числа составов, а поднятием тарифов на проезд. Так, например, в Бурятии цена за 10 км с начала года поднялась с 32 до 82 рублей. Впрочем, только сегодня стало известно о намерении бурятских властей вовсе отказаться от электричек. Они задолжали «Байкальской пригородной пассажирской компании», принадлежащей РЖД на 49,99%, 150 миллионов рублей.

Накануне на своей страничке в Facebook задался серьезными вопросами бизнесмен Роман Путин. По его информации, за последние месяцы было отменено более 300 электропоездов по всей стране. Так как в регионах электрички чаще всего единственный способ быстро и с относительным комфортом добраться до какого-либо центра, то реальная их отмена очевидно скажется негативно на экономической ситуации в регионах. Впрочем, единственное, чем и регионы, и РЖД обосновывают сокращение поездов – нехватка средств.

«Подозреваю, что плохо искали (средства - прим. ред). Электрички не посмели тронуть даже либерал-реформаторы в голодные и разбойные 90-е. А сегодня уже думаешь, может, не Якунин руководит РЖД, а Чубайс?», - задается вопросом Роман Путин.

Так почему же нет денег? Откуда ждать поддержки?

Возможно, региональные власти еще не научились формировать свой бюджет с учетом трат на обеспечение железнодорожных перевозок. Но и то, что в региональных бюджетах, особенно в проблемных регионах может не оказаться денег, возможно. С другой стороны, ни для кого не секрет то, что в регионах за проезд на электричках пассажиры платят редко: бывает, целыми косяками мигрируют из вагона в вагон, прячась или убегая от контроллеров, бывает, «дают на лапу» нечистым на руки сотрудникам. Так или иначе, но из-за этой бытовой коррупции компании лишаются приличных доходов.

Получается, что реформа, длящаяся с 2001 года, призванная решить проблемы пассажирских перевозок на железных дорогах, породила большие проблемы, способные без преувеличения убить отрасль. И, вероятно, основным гвоздем в гроб пригородных пассажирских перевозок станет разделение функций РЖД с помощью региональных «дочек». Тем не менее, в нынешней ситуации получается, что никто не виноват. Утрированно: РЖД валит вину на свои же «дочки» и говорит, мол, крутитесь как хотите, а те обвиняют региональные власти, которые в свою очередь говорят о нехватке средств и непомерно высоких тарифах.

Тем не менее, все стрелки сходятся на РЖД, которые всеми путями пытаются открестится от этого. Хотя на самом деле РЖД выстроила настоящую бизнес-сеть, которая находится исключительно в ее подчинении, и, по сути, имеет возможность решить проблемы, но вместо этого подсаживает на настоящую иглу региональные власти, большинство из которых и так должны миллионы рублей монополисту.

В сложившейся ситуации «Ридус» намерен отслеживать происходящие события в регионах России, а также привлекать максимальное внимание к сложившейся проблеме.