Авто

РЖД подыскивает новых хозяев своему подвижному составу

10 477

Электропоезд "Ласточка" в цехе завода "Уральские локомотивы". © Павел Лисицын/РИА Новости

В РЖД ищут операторов, желающих стать собственниками ныне арендуемого у монополии подвижного состава на условиях допэмиссии: акционерам пригородных пассажирских компаний, созданных РЖД совместно с регионами, предлагается внести в уставный капитал сумму, соразмерную со стоимостью передаваемого им подвижного состава.

"Например, в Краснодарском крае каждая из сторон, скорее всего, вложит по 2 миллиарда рублей, а на Сахалине, где вся компания принад­лежит РЖД, администрация области изъявила желание стать соакционером и готова вносить по 100 миллионов рублей ежегодно, - поясняет для РБК руководитель Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер, который отвечает в РЖД за пригородное сообщение. - У нас поездов на 100 миллиардов рублей: сперва готовы начать с передачи подвижного состава, если перевозчики смогут наладить работу, можем согласовать с правительством передачу локомотивных бригад".

В РЖД надеются в 15-летней перспективе выйти из ряда пригородных компаний: "пусть заходят частные инвесторы и на конкурсе выкупают нашу долю, подвижной состав".

Эти намерения объясняются тем, что РЖД как владелец инфраструктуры ежегодно недополучает миллиарды рублей - государство не полностью компенсирует выпадающие доходы монополии за инфраструктуру. Пригородным пассажирским компаниям отказываются платить местные власти, которые являются единственными заказчиками перевозок, определяют их объем, а также уполномочены устанавливать тарифы на билеты ниже реальной себестоимости. Регионы должны компенсировать ППК потери в доходах, но большая часть субъектов не выплачивает даже 50% необходимой суммы.

Парк электричек изношен, а монополия, закупавшая подвижной состав, а затем передававшая его в аренду, не имеет денег для восполнения подвижного состава. Из парка в 14 тысяч вагонов ежегодно под списание подпадает 1 тысяча, а покупается в лучшем случае треть необходимого числа; из более чем 1 тысячи используемых в пригороде локомотивов свыше 80% устарело.

В РЖД надеются, что операторы будут самостоятельно обновлять парк, как это уже делают Центральная пригородная пассажирская компания, Северо-Западная и Свердловская пригородные компании. Пассажирская компания "Сахалин", "Кубань экспресс-пригород" и "Волгоградтранспригород" пошли дальше и намерены стать собственниками арендуемого у РЖД подвижного состава.

Откуда при дотационном бюджете пригородные компании возьмут деньги для выкупа подвижного состава, остается неясным.