Технологии

РЖД замахнулись на строительство скоростной ветки в Германию

5 830

«Российские железные дороги» предложили консорциуму в составе Siemens, Deutsche Bank и Deutsche Bahn поучаствовать в строительстве участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Берлина.

Предполагаемая протяженность ВСМ — 1852 км. На этот проект потребуется 2,86 триллиона рублей.

Целесообразность строительства такой магистрали неочевидна, поскольку РЖД уже строят ВСМ Москва — Казань, первый поезд по участку до Владимира планируется пустить в 2023 году, а на участок Владимир — Казань денег на сегодня нет (надо 1,3 триллиона рублей).

Аналитики согласны, что анонсированный проект относится — во всяком случае, на сегодня — к числу сугубо футурологических, наподобие программы полетов к Луне, и говорить о какой-то практической его реализации сию минуту не приходится.

По мнению гендиректора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, искать какую-то связь между проектами двух ВСМ не следует. 

«РЖД не внесут ни копейки в строительство ВСМ Москва — Берлин. Впрочем, РЖД и в „казанскую“ магистраль своих денег вкладывать не собираются. Российская компания будет в нем участвовать только своими компетенциями, ноу-хау, но не деньгами. После достройки магистрали РЖД будут ею управлять. Между этим проектом и проектом Москва — Казань нет поэтому никакой формальной связи», — сказал он «Ридусу».

Было бы не вполне корректно говорить, что у РЖД не хватает денег на достройку ВСМ до Казани, а что касается ВСМ до Берлина, то этот проект вообще сейчас еще не дошел даже до стадии экономического обоснования, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Участок от Берлина до Москвы — это лишь звено огромной магистрали „Евразия“, которая свяжет Европу и Китай. И поскольку это будет единая ветка, то и финансировать строительство будут, очевидно, не только РЖД и немецкий концерн. В любом случае, это не вопрос ближайших лет. Пока рассуждать о том, откуда возьмутся деньги на строительство, — это делить шкуру неубитого медведя. Ведь ВСМ — далеко не единственный способ доставлять грузы и пассажиров из Европу в Азию. Будет — хорошо, не будет — это не критично», — сказал он «Ридусу».

К тому же совсем не обязательно объединять отдельные участки будущей магистрали «Евразия», чтобы железная дорога заработала: отдельные ее отрезки вполне могут окупаться самостоятельно, добавляет аналитик.

Николай Мизин, координатор проекта «Немецкая инициатива по ВСМ», не смог оперативно ответить на запрос «Ридуса».

В среду президент РФ Владимир Путин объявил приоритетами железнодорожного строительства повышение пропускной способности БАМа и Транссиба, развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, Дальнего Востока и Северо-Запада России. ВСМ Москва — Берлин в этом списке отсутствовала.