Марокко — прекрасный вариант для знакомства с Африкой и приобщения к древней арабской культуре. Ее отголоски хорошо сохранились до наших дней, как в традициях, так и в архитектуре.
В Марокко приятны и местные цены — на проживание, еду, транспорт, услуги, товары и т. д.
Местные Арабы, хоть и любят поторговаться, называя изначально завышенную в пару раз цену, тем не менее, в большинстве своем классные ребята — общительны и дружелюбны.
В Марокко развита и безопасна инфраструктура. Автобусы курсируют регулярно, а если уехать невтерпеж, можно воспользоваться Гранд-такси, курсирующие между городами. В машину набивается до 7 человек, но ехать вполне комфортно (в парке новые 7 — месные Рено и Ситроены). Гранд такси обойдется не сильно дороже автобуса, но всегда нужно помнить, что в Марокко везде нужно торговаться. Даже за бидет на автобус на автовокзале: D
Марокко уникально своей архитектурой, разнообразием ландшафта (высокие и не очень горы, пустыни, хвойные леса, песчаные и скалистые побережья, каньоны, степи и множество других ландшафтов). Сюда приезжают не только за достопримечательностями и колоритом, но также и активно отдыхать — серфить, лазить по скалам ходить в и треккинговые походы, летать на параплане и много чего еще. Развлечений масса!
Особого внимания заслуживает архитектурное наследие. Историческая застройка изобилует монументальными каменными шедеврами, на которых можно разглядеть самые красивые геометрические орнаменты с идеальной симметрией, вырезанных вручную. Чтобы ближе познакомиться с культурой Марокко, оптимально выделить на путешествие от 10 дней до месяца — так советовали мне многие знакомые, которые там были.
Я в компании 2 друзей отправился в это путешествие на 2 недели, и посмотрел в быстром темпе почти все наиболее заметные города и места, о которых и расскажу ниже. Более, чем уверен, что в Марокко куда больше необычностей, поэтому смело пишите, что я пропустил. Быть может вернусь сюда когда-нибудь ещё и восполню пробелы)
Маракеш
Наше путешествие начинается в «южной столице» Марокко — Маракеше. Как в большинство марокканских городов, структура Маракеша состоит из Медины (исторического центра) и более современного города вокруг нее. Медина по всей своей сути — огромный рынок с узкими улочками среди жилых домов. С 8 утра до позднего вечера здесь кипит жизнь, совершаются тысячи покупок, готовится уличная еда, на лошадях подвозится товар товар (въезжать на автотранспорте в медину запрещено), торговцы зазывают в свои лавки, а самые преприимчивые еще и совмещают торговлю с ремеслом — изготавливают товар, не отходя от прилавка, тем самым приковывая внимание проходящих турсистов и особенно фотографов. Во всем этом многообразии, чувствуется колоритный дух средневековья, слово попадаешь далеко в прошлое.
Антураж дополняется причудливыми джеллабами, в которых ходят почти все Мароканцы в зимнее время. Представляет джеллаба собой удлиненную тунику из плотного хлопка или шелка. Корнями эта национальная одежда уходит в древнюю Персию, а в Северной Африке появился вместе с приходом арабских захватчиков.
С широких магистральных улочек, где сосредоточены рынки, можно уйти к менее людным переулкам, а затем свернуть в бесконечные подворотни с десятками небольших дверей. За неприглядными проемами, обычно скрываются роскошные жилые дома.
Наиболее распространенный тип жилищ в Марокко — риады. Жилые дома с внутренним двориком, откуда естественный свет проникает жилые помещения дома. Снаружи у здания может вовсе не быть окон, благодаря чему внутри лучше сохраняется тепло зимой, а летом не так жарко. Центрального отопления здесь нет, поэтому чтобы прогреть жилище в холодное время используются кондиционеры, газовые грелки, реже — печи на угле. Пришли риады в Марокко, как и в другие арабские страны из Древнего Рима. По сей день этот тип жилища не утрачивает актуальности.
Очень старая риада.
Вид с крыши.
Маленькие подворотни переходят в узкие переулки, затем выводят к более людным, магистральным, где сосредоточены рынки.
Можно сказать, что вся Медина — один большой рынок. В Марракеше ее размеры составляют около 2 км от крайней до крайней точки. По переполненным торговцами улочками можно идти больше часа, время от времени, ошибаясь поворотом. Навигатор во всем этом сосредоточенном многообразии улочек, наряду с плохим сигналом, так норовит вывести не туда, куда надо. Но на подмогу туристу с потерянным взглядом, тут же подбегает местный юноша и гостеприимно помогает найти дорогу из этого хауса. Разумеется за скромное вознаграждение :))
Тем не менее, заблудится здесь бывает очень интересно! Уходя по узким подворотням вглубь оживленных улиц, где постоянно что — то происходит, можно найти самые неожиданные товары. В разнообразии многочисленных торговых рядов с самой разнообразной архитектурой происходит настоящая жизнь, за которой можно наблюдать часами.
Ночевку в Маракеше мы нашли по каучсерфингу. Ночевали у трёх классных студентов лингвистического факультета. Ребята были очень гостеприимны, хотя увидив фотку жилища, при первом знакомстве на кауче, я немного ошалел, где нам предстоит спать ;) Жили студенты в 20 мин ходьбы от центра в общежитии. Каждый вечер был наполнен у нас тусовками — мы гуляли по городу, играли марокканские и русские песни под гитару, а вечерами сидели на крыше, наслаждаясь приятным общением и звездным небом. На всякий случай оставлю контакт одного из ребят — https://www.couchsurfing.com/users/2012110148 Пишите смело :)
Здесь и далее по тексту, я буду приводить цены, возомжно кому — то это эта инормация пригодится. Итак, такси из аэропорта в центр Маракеша обошлось нам в 100 дирхам на 3 (На автобусе можно доехать за 20).
Проживание у студентов по каучу — бесплатно
Уличная еда — от 3 дирхам (за шампур уличного куриного шашлыка из 3 кусков). Сытно можно поесть — 25−40 дирхам (кебаб, тиджин).
Верхний атлас — город Эмлиль
На местном автобусе отправляемся в Эмлиль — горный город, откуда начинается легендарный трэккиноговый маршрут до вершины Тубкаля (4167 м).
Забегая вперед, сразу оговорюсь, мы не попали на вершину из- за непогоды. С недавних пор, на маршруте разместили пропускные пункты. Чтобы пройти через них, нужно:
а) Чтобы снизу дали разрешение пускать туристов в этот день
б) Наличие у вас местного проводника с лицензией
Увы, без этого теперь никак. Даже в летнее время. Такие ограничения ввели после недавней трагедии с двумя туристками из Швеции, на которых напала банда боевиков. Тем менее такое происшествие было единичным и чем — то из ряда вон выходящим, Марокко в целом — безопасная страна. Тем не менее власти пошли на такую странную меру.
Обойти пункты кпп просто невозможно, увы :) Но для отчаяных есть альтернативный вариант — подняться с другой стороны, но это + 2 дня треккинга.
В окрестностях Эмлиля есть несколько интересных радиальных маршрутов на несколько часов. Мы сходили до обзорного холма рядом и поднялись на перевал между городком Эмлиль и поселком Тадарин. В момент подъёма, перевал оказался затянут туманом, но когда мы поднялись, тучи расступились и открылся потрясающий вид на долину.
Подытожим — в зимнее время в верхнем атласе часто бывает непогода, поэтому стоит закладывать на восхождение от 3 до 5 дней. В хорошую погоду можно подняться до приюта, а затем на вершину за световые сутки.
Ночь в приюте стоит — около 25 евро без питания.
Ночь в гестхаусе в Эмлиле от 100 дирхам .
Автобус из Маракеша в Имлиль — 80 дирхам .
Гранд такси — от 100 дирхам .
Услуги гида с полной арендой снаряжения — от 100 дирхам с человека (нас было трое).
Питание — 50 за порцию тажина — самого популярного мароканского блюда. Тажин — это керамическая кастрюля, накрытая выпуклой крышкой, в которой запекаются мясо и овощи со специями.
Наша компашка с местным проводником.
Эс — суэйра.
С гор спускаемся к океану — через Марракеш, на гранд такси добирается до портовой Эс- Суэйры, где круглые сутки летают чайки, а от океана доносится шум прибоя.
В летнее время у берегов Эс — Суэйры можно увидеть множество серферов, парящих на высоких волнах. Зимой тоже, но поменьше. Рядом со старинной крепостью, где все делают фотографии с красивыми каменными глыбами в воде, расположен рынок с рыбой. Рыба здесь свежайшая, и продается прямо из лодок. Жарят ее здесь же. За 20 дирхам можно взять попробовать порцию аж из 4 разных видов рыбы!
Дратути.
Кроме набережной и крепости, в Эс — суйэре обязательно стоит побродить по старинным улочкам, где среди арабской архитектуры, встречается и колониальная, «заведённая» французскими колонизаторами.
Вход в крепость — 100 дирхам (можно пропустить)
Ночёвка, найденная через местных уличных «помощников» — 60 дирхам
Гранд такси из Эмлиля в Маракеш — 50 дирхам .
Гранд такси из Маракеша в эссуйэру — 170 дирхам с человека (это дороже, чем обычно, тк мы ехали ночью втроём).
Крепость Бэн — Хаду
Из Эссуэйры, мы отправились в сторону Уарзаата, по — дороге, заехав в легендарную крепость Бэн- Хааду. Айт-Бен-Хадду это ксар (укреплённый город) в южном Марокко, расположен на левом берегу реки Уарзазат на склоне холма. С 1987 года под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Ксар Айт-Бен-Хадду является одним из наиболее типичных примеров традиционной марокканской глинобитной архитектуры. Все жилища ксара построены из красно-коричневой глины. Дома с плоскими крышами располагаются на склоне холма террасами, улицы идут горизонтально и соединяются арками и узкими проходами.
Внутри крепость почти полностью пустует — лишь на самой нижней улице в домах работают сувенирные лавки.
Вид сверху невероятный!
Гранд такси из Марракеша в Бэн — Хаду — 120 дирхам с чел.
Уарзаат
Вновь едем через Марракеш, на этот раз вглубь страны — Уарзаат. Сам городок особо не примечателен, но сюда несомненно стоит заехать, чтобы побывать на заброшенных съёмочных декорациях студий Оскар и Атлас, расположенных в пригороде Уарзаата. На огромных территориях можно найти римские дворцы и гробницы, средневековые площади и аллеи с фонтанами, спортивные кары и танки, множество закрытых студийных амбаров с декорациями бывших и будущих фильмов, и на десерт — огромную Персидскую крепость, где снимали фильм Царство небесное.
Где-то в паре километрах от студии, виднеются монументальные стены огромной крепости. Здесь снимали фильм Царство небесное. 90% съемок всего фильма проходило, внутри крепости и за пределами ее стен.
Вы тоже подумали, что это монолитная коснтрукция?))
Попасть на студию можно зайцем, сэкономив 250 дирхам (около 800 р), просто обойдя забор, с другой стороны. С торца его вообще нет, и никто не смотрит. До Персидской крепости, придется пройти по пустыне ещё около километра.
Автобус из Марракеша в уарзаат-230 дирхам .
Ночёвка в риаде — 150 дирхам
Джеллаба (национальный костюм) на рынке — 300 дирхам. Реальные цены на Джелобы — от 150 до 300 дирхамов, если просят больше- торгуйтесь! Я сбил цену почти в два раза.
Gorges de dades
В 4 часах езды на автобусе от Уарзаата, находится ущелье Дадес. Если уехать вглубь на 20 км, можно подняться к популярному виду на серпантинную дорогу, расположенную на резком и живописном обрыве скалы. Добраться до обзорки можно от городка Boumalen на маршрутке (ходит каждые пол часа до 7 вечера) или на такси. Если ехать на маршрутке, от конечной остановки, придется подняться пешком по трассе ещё 2 км. Красивый вид на ущелье и долину окупят все усилия.
Из Boumalen держим путь в сторону городка Tingir.
Автобус из Уарзаата в Боумелан — 200 дирхам .
Маршрутка до обзорки и обратно — 30 дирхам
Жирный и сытный нутовый суп — 10 дирхам .
Тингир
Тингир — Небольшой по размерам, но приятный городок со средневековыми узенькими улочками и рыжими домами, расположенный посреди степи.
В отличии от других городов Марокко, Медина здесь не рынок, а первобытные средневековые закоулки, некоторые из которых даже не заасфальтированы. Благодаря такой особенности, после дождя здесь то еще месиво, как в настоящей деревне. Но надо сказать, под Марокканским солнышком, жижа подсыхает достаточно быстро.
Не в качестве рекламы, а из личного положительного опыта, рекомендую остаться на ночь в чудесном хостеле — «Hike and chill». Он далеко не самый дешевый, но реально крутой! Гостеприимный хозяин вкусно нас накормил, подробно рассказывал, что посмотреть в окрестностях, а по вечерам показывал невероятные фокусы, многие из которых мы так и не смогли разгадать.
А еще на крыше прекрасная терасса.
Автобус из Боумлена в Тингир- 150 дирхам .
Ночь в хостеле — 100 дирхам .
Ущелье Тодра
До Тодры можно добраться на маршрутке, но мы попробовали автостопом и спустя 5 минут ожидания на трассе, остановили русскоговорящую парочку из Риги.
Тодра грандиозна! Глубокий каньон между 2 отвесных скал привлекает фотографов со всего мира. По дну каньона проходит грунтовая дорога и ручей, а в самом сердце расположена даже небольшая деревушка из нескольких домиков. Красота неописуемая!
Из Тодры есть трек на перевал примерно на 3−5 часов ходьбы (зависит от вашего темпа), и ведёт к ущелью, где живут кочевники в лачугах.
Поднявшись на вершину, откроется потрясающий вид на необъятную долину.
Так Тодра выглядит издалека.
Из Тодры мы вернулись на маршрутке обратно — в Тингир (30 дирхам). Дальнейший наш путь лежал до Феса. Хотя трасса, которая проходит через ущелье и ведет в Фес, автобусы по ней не ходят из-за узких габаритов. Проехать на авто можно запросто, а автобусы едут в объезд. Впереди предстоял долгий 7 — часовой переезд.
Рикша до автовокзала — 50 дирхам с 3 чел.
Фес
Полностью погрузиться в средневековую Арабскую жизнь нам предстояло в Фесе. Медина здесь занимает здесь большую часть города и преодолеваестя насквозь в дневное время, по меньшей мере, за пару часов.
Людные улицы забиты прохожими, торговцами, покупателями, грузчиками с телегами, запряженными в ослами повозки, ремесленниками в перемешку с немногочисленными туристами. Для шопинга этот город подходит, как нельзя лучше. Выбор товаров — огромный, а торговцы готовы торговаться с вами до посинения. Если же вы только начали путешествие по Марокко, с покупкой сувениров лучше не торопиться, а прежде прицениться и разделись самую меньшую цену, как минимум на 2, а то и 3 раза.
Торговые лавки ломятся от разнообразия. Одежда, сладости, украшения, изделия из металла и дерева, уличная еда, антиквариат, специи и много всего другого.
И ДАЖЕ ТАКОЕ ЧУДО!!!
Этот «художник — сварщик «делает по — настоящему сказочные фигурки из металлических частей. Оригинально, да?
Дальше не менее интересно. Средне — Африканские племенные маски. К сожалению, не поинтересовался сколько стоит такая, но если у вас будет лишнее место в багаже — взять обязательно стоит ;)
Горшки для самого популярного блюда в Марокко — Тажина.
Мешки со специями. Среди всех лидирует шафран.
Номера можно тоже купить, повесить себе на стену.
Куда же без плитки?
Глухой переулок до кожевен.
Отдельного внимания заслуживают изделия из кожи — во многих Марокканских мединах есть кожевни, где изготавливаются изделия из кожи. Найти их можно на карте по сочетанию «Terrace for tanneries», что дословно переводится, как террасы с видом на кожевни (я пользовался оффлайн картами maps. me). В десятках объемных глиняных ваннах отмывается, обрабатывается и окрашивается кожа. Похоже это со стороны на большой живой муравейник. Местные предприниматели смекнули, что такие места будут привлекать фотографов, и разместили на крышах окружающих кожевни — терассы с обзорными площадками. Есть, при этом, один нюанс — запашок здесь очень своеобразный. Представьте разлагающееся мясо пол солнцем.:)
Центр Феса расположен на склоне холма. Наилучшая панорама открывается с крепостных стен на западе города. На туманном фоне возвышаются десятки шпилей минаретов и башен. Наслаждаться такой панорамой можно часами. Если повезёт — застанете пение мулы.
Здесь же, под солнышком сушат обработанную кожу. Запахи стоят «божественные».
Автобус из Тодры в Фес — 400 дирхам .
Ночь в ридае — 70 дирхам
Ремень из кожи — 80 дирхам
Мини кошелек из кожи — 10 дирхам
Серьги из дерева — 10 дирхам
Сытный седвич с куриным шашлыком внутри — 15 дирхам
Свежевыжатыйе соки — 10 дирхам
Кило финников — 25 дирхам
Рабат
Столица Марокко выглядит более заурядно, чем другие города — старый центр здесь небольшой, а современная часть города особо не отличается от аналогичных в других странах по всему миру. Медина также окружена высокими каменными крепостными стенами, четко отделяющими современную жизнь, от магии старых улиц. Как в любой столице, в Рабате есть своя приятная особенность — жизнь здесь кипит до поздней ночи. У моря Медина обрывается резким обрывом и неприступными стенами крепости, выстроенной прямо на скалах. Ночью у края крепости собирается молодежь, повсюду разносятся запахи табака и марихуаны.
Медина Рабата
Коса у крепости. Маленькие точки на волнах — это серферы)))
Мавзолей.
Скоростной сидячий поезд из Феса в Рабат (решили шикануть) — 150 дирхам. На автобусе можно за 70 доехать. В Рабате встретились с еще одним каучем, который гостеприимно повозил нас на машине по местным достопримечательностям, а затем подбросил нас до трассы. До Шефшауна решили ехать автостопом :)
Шефшауэн
Легендарный город на севере Марокко, известный своими улицами и домами, окрашенными в синий цвет. Многочисленные туристы в разгар дня оккупирывют центр города, чтобы сделать фотосессию на синих ступеньяках в узких переулках. Такой яркий и необычный цвет придает Шефшауэну немного магии. Если посмотреть на Шефшауэн издалека — с обзорной площадки на востоке от города, складывается ощущение, что он игрушечный. Прогулка по Шефшауэну — это постоянные подъемы и спуски по лестницам — город расположен на контрастном рельефе и не заставит вас заскучать.
Питьевой фонтан.
Эти ребята сделали невероятный сок — бар прямо на улице!
Единственная в старом городе дорога для автомобилей.
Шефшауэн знаменит не только цветом города, но и обилием травяных полей в окрестностях. Именно отсюда идет почти весь трафик гaшиша в Европу. На улицах города вы будете постоянно сталкиваться с приветливыми торговцами «этого добра». Предложение купить заветный товар за день нахождения в городе нам поступило по меньшей мере с (!) десяток раз, как от случайных людей на улице, так даже и от администратора хостела! В целом городок небольшой и полных суток с лихвой хватит, чтобы обойти все интересные точки для фотосессии.
Ночь в хостеле — 60 дирхам
Растенье силы от 80 дирхам :)
Ночной Танжер
Наконец, крайний город нашего путешествия, самый северный порт Марокко — Танжер. Отсюда отправляются многочисленные паромы, грузовые и пассажирские суда в Европу через Гибралтарский пролив. В городе много иностранных туристов — сказывается это на более высоких ценах почти на все. Сказывается и близость Шевшауэна — ловкие торговцы на каждом шагу пытаются вам всучить свой «бест квалити» товар. Тем не менее, Танжерская Медина тоже в своем духе уникальна. Вечером, при свете уличных фонарей, здесь очень уютно и красиво. В архитектуре встречаются здания с колониальной классической архитектурой, завезенной из Европы.
Эта Столовая — неофициально кофешоп. На фото хозяин зазывает зайти внутрь и «попробовать» местный ассортимент. Мы вежливо отказываемся :)
Ну и напоследок цены.
Автобус из Шефшауэна до Танжера — 100 дирхам .
Ночь в хостеле — 80 дирхам .
Сытный кебаб из обжаренного на масле мяса курицы с обилием зелени — 20 дирхам. Сейчас думаю, прямо гайд по Марокканскому фастфуду получился :)
Танжер — прекрасное место, чтоб завершить путешествие по Марокко в лучах яркого заката, утопающих в волнах океана. Мы приехали уже после. А утром нас ждал самолет — в Барселону, но это уже другая история. Благодарю, что дочитали до конца. Вы целеустремленны и хорошо сфокусированы, таких, как вы немного, можете этим гордиться! Надеюсь мой опыт окажется вам полезным.