Образование

«С детьми работать сложно»: зачем в школах России внедряют службы медиации

0 5747

Директор частной школы «Снегири» Александр Гулин и детский психолог Наталья Наумова положительно оценили предложение Дмитрия Медведева о внедрении в российских школах служб медиации для урегулирования конфликтов между учениками.

«Служба по примирению, как это называют аккуратно, или медиации, она нужна сегодня гораздо больше, чем это было лет 20 и более назад. Я думаю, что такого рода законодательная регламентация вполне возможна, но она должна быть не очень подробной. Это же тонкие технологии. Но какую-то нормативную подпорку такую, мне кажется, создать было бы можно», — заявил Медведев «РИА Новости».

Председатель партии «Единая Россия» попросил нового вице-спикера Госдумы Анну Кузнецову подключиться к этому вопросу и «посмотреть, как лучше эту нормативную регламентацию провести».

По словам экспертов, службы медиации уже успешно действуют при школах Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других крупных городов России, однако в малых городах школы зачастую не всегда укомплектованы даже квалифицированными школьными психологами, а если они и есть, то перегружены работой. Кадровых голод и недостаток финансирования Александр Гулин и Наталья Наумова назвали главной проблемой на пути повсеместного создания служб медиации.

«Когда на одного школьного психолога приходится человек 700 школьников, то его силы уходят на „разгребание“ бумажной работы по детям с девиантным поведением — это написание характеристик для разных комиссий по делам несовершеннолетних и тому подобное, а на реальную работу с конфликтами, помощь детям времени не остается», — пояснил Гулин в беседе с «Ридусом».

Буллинг в школе © Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruБуллинг в школе © Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

По словам директора школы, там, где работу служб медиации удалось наладить, они сильно облегчают жизнь школьных администраций, поскольку берут на себя разбор жалоб родителей по самым разным поводам.

«Городские сумасшедшие есть всегда, но большая часть конфликтов происходит от того, что с людьми не разговаривают, и они чувствуют себя со школой как бы по разные стороны баррикад. Правильно выстроенная работа службы медиации способна разрешить многие проблемы. Вопрос в том, где кадры взять», — подчеркнул Александр Гулин.

Позитивно на перспективы расширения психологической помощи как школьникам, так и их учителям смотрит и специалист факультета психологии МГУ им Ломоносова Наталья Наумова. Она обратила внимание «Ридуса», что педагоги хотя и изучали психологию в институте, зачастую не способны помочь детям разобраться в проблемах, потому что погружены в собственные.

«К сожалению, педагоги не справляются. Помощь зачастую нужна им самим, даже если они помнят институтский курс и знают как правильно поступать в теории, это вовсе не означает, что они умеют применять свои знания на практике. С детьми работать сложно, особенно когда у самого учителя куча психологических проблем. Кому-то удается несколько лет „держать марку“, а потом человек становится таким, какой он есть, и начинает „закручивать гайки“, а дети начинают либо бояться его, либо нарушают дисциплину, в итоге в коллективе появляются проблемы», — рассказала она.

«Психологи сами проходят психологическую проработку у других психологов прежде, чем взаимодействовать с клиентами, иначе можно людям навредить из-за собственного дисбаланса. То же самое необходимо сделать и педагогам. Если будут службы психологической помощи в школах, то можно будет обращаться туда. В маленьких городах службы медиации могут быть выездными, но они нужны, иначе там некому будет „разруливать“ конфликты», — заключила Наталья Наумова.