Атмосферу, которая для меня, прожившего в огромной Москве уже более 20-ти лет, осталась в памяти в далеком детстве, которое прошло в уютной и совершенно небольшой Туле.
Здесь нет суетливости, спешки, тревожности. Ватаги детей в возрасте от 3 до 15−16 лет то здесь, то там снуют по своим детским надобностям по городу и никому не приходит в голову, что их родители отправляют гулять на целый день одних.
Несмотря на отдельные архитектурные парадоксы, город выглядит свежим и уютным. В силу того, что количество жителей в Магасе невелико — чуть более 10 тыс. жителей — в городе фактически домашняя обстановка.
Комплекс зданий республиканской администрации внушителен, аллея Ахмада Кадырова — местный Арбат. Мемориальный комплекс «Башня» — архитектурный якорь, вокруг которого и сосредоточена вся местная жизнь — уличные кафе, велопарковки, фонтан на площади.
Даже вооруженные автоматическим оружием постовые и блокпосты на дорогах не могут помешать ощущению неторопливого умиротворения.
И лишь информационная лента не дает нам возможности полностью расслабиться — нет-нет, да и происходит в сегодняшней Ингушетии то, что сухим официальным языком называется «режим контртеррористической операции».
Однако руководство республики проделало и здесь огромную работу — Юнус-Бек Евкуров каждый конфликт, возникающий в регионе, разбирает лично, работая с утра до позднего вечера.
Проносящийся по городу президентский кортеж выглядит внушительно, но меры безопасности здесь не лишние — выезжать приходится к весьма воинственно настроенным согражданам, а покушения на главу республики уже случались. Тем не менее, несгибаемый характер русского десантника Евкурова наглядно демонстрирует, как должны сегодня выглядеть региональные руководители.
Проведя значительное количество социально-психологических исследований в российской глубинке, везде мы обнаруживали одну и ту же картину: у населения есть огромный и неудовлетворенный запрос на социальное взаимодействие с властью.
Людям необходимо, чтобы с ними осуществлялся диалог, они хотят, чтобы в органах власти работали их представители, живущие с ними одной жизнью. Такой диалог в Ингушетии ведется и глава региона практически ежедневно выезжает в самые отдаленные уголки республики, чтобы поговорить с жителями без посредников. Не отстают от него и руководители муниципальных образований.
Я лично наблюдал удивительную картину: мэр города Магаса, молодой и перспективный аппаратчик Беслан Цечоев вместе со своими помощниками помогал местным бизнесменам смонтировать световое информационное табло.
Такого единения представителей власти с населением я, признаться, нигде больше и не видел.
Помню как в свое время, лет десять назад, ходил в народ тогдашний префект Северо-Западного административного округа Москвы Виктор Александрович Козлов. Но это было совсем другое — он лично выступал модератором в уличном противостоянии между крупной строительной фирмой и жителями округа, выступавшими тогда против точечной застройки. Но вот так запросто, как Беслан, остановиться на улице и начать вместе со своими соседями (а в Магасе все соседи) мастерить какое-то техническое сооружение — это, как мне кажется, давно забытая нами практика советских еще стабильных времен.
Сегодня стране необходимо получить в системе региональной и муниципальной власти таких руководителей, которым будет доверять общество, таких, кого общество примет и кому искренне отдаст свой голос избиратель. И здесь пример Ингушетии может оказаться поучительным и для московского региона.
С удовольствием наблюдаю за инициативами некоторых муниципальных депутатов Москвы и Московской области. Однако до сих пор не то, что мэр Москвы Сергей Собянин, даже главы управ в городе остаются очень уж «чиновниками», страшно далекими от народа.
Хотелось бы, чтобы пересевший с «гелика» на «велик» Беслан Цечоев, этот парень из соседнего двора, который живет той же жизнью, что и его молодой город, стал примером для тех, кто претендует на народную поддержку.
А то если вдруг на пенсию уйдет бессменный руководитель комплекса ЖКХ города Петр Бирюков, ведь даже качество благоустройства городских территорий в столице будет лично проверить некому.