Музыка

С миру по нитке: как музыканты выпускают альбомы за счет фанатов

1 1192

К началу XXI века мировой музыкальный рынок оказался практически монополизирован мейджор-лейблами. По состоянию на 2005 год так называемая «большая четверка» (Universal Music Group, Sony Music Entertainement, EMI Group и Warner Music Group) контролировала 70 процентов мирового музыкального рынка.

К 2012 году музбизнес и вовсе фактически стал олигополией. «Большая четверка» превратилась в тройку: после процедуры банкротства EMI «попилили» между собой Universal и Sony. Казалось бы, что для обычных слушателей разницы, кто рулит финансовыми потоками в этом бизнесе, нет, однако это не совсем так.

Во-первых, засильем «мейджоров» недовольны многие независимые музыканты и инди-лейблы. В частности, они винят крупных игроков в стагнации музыкальной индустрии. 

«Мэйджор-лейблы миллионами тиражируют всякий дерьмовый говнорок. Виниловое возрождение, говорите? Возрождение отстойного музла. К примеру, саундтрек Top Gun на „новодельной“ пластинке — говно. Я не могу придумать ни одной причины, по которой некто должен заплатить 33 доллара за такой диск. Да он в любой комиссионке в прекрасном состоянии доллар в базарный день. Этой срани уже напечатано несколько миллионов копий, нам больше не надо. Но нет, все завалено „новыми изданиями“ и „переизданиями“. А какая-нибудь хорошая современная группа, чтоб напечатать 500 копий альбома, будет ждать в очереди месяцев шесть. То же касается небольших лейблов», — рассказал «Ридусу» о своем видении данной проблемы Джошуа Юстис из группы The Black Queen.

Джошуа Юстис

Во-вторых, практически исчезли специализированные лейблы, который выпускали музыку какого-то определенного жанра. Таковых сегодня остались считанные десятки против сотен в семидесятых, да и те потихоньку уходят «под крышу» к мейджорам. Из-за этого не вписывающимся в мейнстримовый поток музыкантам стало куда сложнее найти себе издателя.

Спасательный круг к «индивидуалам» пришел из интернета. Изобретатели всех мастей уже довольно давно собирают деньги на свои «ноу-хау» с помощью краудфандинговых платформ. Так же стали действовать и музыканты.

«Музыкальный бизнес сегодня — это дикий запад, — говорит лидер группы IAMX Крис Корнер. — Несмотря на то, что модель постоянно меняется, механизм краудфандинга позволяет поддерживать полную творческую свободу. Возможно, вы сможете получить нечто подобное и от независимого лейбла, но проблема заключается в том, что успешные инди-лейблы постоянно поглощаются „мейджорами“. Корпоративная машина всегда будет существовать и кормиться молоком из титек страдающих артистов».

Крис Корнер

Крис Корнер хорошо знает, о чем говорит. В 2006-м он сбежал «от хищного британского шоубиза» в Берлин, где «дух музыки свободен от рамок индустрии и может следовать своим, независимым путем». C 2004 года по настоящий момент Крис независимо выпустил 7 пластинок. 

В 2012-м для издания альбома «The Unified Field» Корнер воспользовался краудфандинговой платформой PledgeMusic, сходу поставив не побитый по сей день рекорд ресурса. Указанная сумма была собрана за час, а в итоге фанаты перечислили Корнеру денег в восемь раз больше (817% от заявленной цели сбора), чем он просил. При помощи той же платформы лидер IAMX нашел финансирование и на свой следующий альбом — Metanoia, песни с которого, к слову, он отыграет 17 ноября в «Известия-холл».

Платформой PledgeMusic пользуются артисты со всего мира, включая Россию

Краудфандингом сегодня пользуются как новые «банды», собирающие «бабки» на дебютный альбом, так и вполне себе известные в широких кругах музыканты. Механизм этот достаточно прост: группа объявляет «цену вопроса», выкладывает пример своего творчества и предлагает пользователям набор лотов на разный размер кошелька. 

Например, за 10 долларов жертвователь получит купон на скачивание цифровой версии альбома, за 15 — компакт-диск, за 20 — компакт-диск с автографом и так далее. Количество и качество лотов ограничено лишь фантазией музыкантов, которая не всегда сводится к фоточкам и пластинкам с автографами.

Так, «отцы» панк-рока первой волны The Damned, собирая деньги на запись нового альбома, создали ряд лотов для обеспеченных поклонников. За 200 фунтов можно было получить 45-минутный онлайн-урок игры на гитаре от Captain Sensible. 

В такую же сумму The Damned оценили композиторский талант Monty Oxymoron: за 15 тысяч рублей он писал музыку на присланные стихи фанатов. Пятеро поклонников, отправившие ему деньги и текст, получили эксклюзивные композиции в форматах wav и mp3. В 1000 фунтов (около 80 тысяч рублей) The Damned оценили микрофон Дейва Вэниана с гравировкой. Все эти позиции быстро нашли своих покупателей, а «Проклятые» сумели набрать 250% от заявленной суммы.

Предложения The Damned

Таким же образом поступили и Killing Joke, распродавая еще не вышедшие в тираж пластинки, компакты и оригинальные рукописи с текстами и нотами. Впрочем, свой самый дорогой лот британские «шутники» пока реализовать не смогли.

Симфонический альбом британские рокеры запишут в феврале будущего года в Санкт-Петербурге, и за 1000 фунтов предлагают целый набор впечатлений. В эту сумму входят 5 ночей в четырехзвездочном отеле, два билета на концерт «Белые ночи», на котором клавишник Джез Коулмен с государственным симфоническим оркестром отыграет концерт, состоящий из песен The Doors. 

Еще два пригласительных жертвователь получит на саму запись грядущего альбома, а также сможет пообедать с Коулменом в интимной обстановке.

Музыканты, собирающие здесь деньги, представляют практически весь мир. Здесь есть проекты со всего света, включая Россию. 

Сейчас финансирования здесь ищут две отечественных группы. Девчачье трио Young Adults хочет собрать две с половиной тысячи долларов на запись дебютной «ипишки», а томские металисты Dehydrated ищут финансовой поддержки для съемки клипа.

Конечно, фанатское финансирование никогда не сможет «забороть» крупных игроков на этом рынке. Музыка, все же, это не только искусство, но и бизнес. Однако специализированных площадок для сборов средств на творчество растет с каждым годом, так что схема прямого финансирование артистов поклонниками будет развиваться.

Стоит отметить, что PledgeMusic пользуются и музыканты, имеющие действующие контракты с «мейджорами». 

Конечно, на выпуск или запись пластинок денег они не собирают. Вместо этого они пользуются ресурсом как торговой площадкой, размещая на сайте так называемые «предзаказы» и «эксклюзивные предложения». 

Например, Anastacia предлагает заранее прикупить ее новый альбом, который поступит в продажу 16 декабря. В числе таких предложений на сайте есть бокс-сеты и альбомы многих известных групп: Mötley Crüe, Papa Roach, Queen и так далее.