Политика

С начала года недружественные страны заплатили за российский титан $264,9 млн

0 749

Несмотря на громкие публичные заявления и символические отказы от сотрудничества, Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки продолжают зависеть от поставок титана из России. Для Германии этот металл занимает более 40% соответствующего сегмента рынка. В то время как западная авиастроительная промышленность в значительной степени зависима от российского титана, ситуация постепенно начинает меняться.

Компания «ВСМПО-Ависма» является крупнейшим в мире производителем титана с полным технологическим циклом, обеспечивая четверть мирового рынка. Этот металл необходим для различных отраслей промышленности, включая судостроение, химическую и энергетическую, но прежде всего — для авиакосмической промышленности. Титан легкий, прочный, устойчив к высоким температурам и гальванической коррозии, однако получить его непросто. Как отмечает основатель сервиса по безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков, «Россия поставляет не просто сырье, а готовые заготовки, ключевые детали и системы для воздушных судов, такие как элементы шасси».

Ранее Россия обеспечивала половину титана для мировой авиационной индустрии. Среди крупнейших клиентов «ВСМПО-Ависма» были такие гиганты, как Airbus и Boeing. Однако, после недавних ограничений, Вашингтон включил российскую компанию в список предприятий, подпадающих под контроль экспортных ограничений, хотя прямой запрет на титан введен не был. В первом полугодии недружественные страны выплатили России $264,9 млн за поставки этого металла, что составляет 11,4% от общего импорта.

По данным платформы ООН Comtrade, к июлю 2023 года Германия закупила титана на сумму $193,6 млн, что составляет 41,1% от их общего импорта. Великобритания закупила титана на $22,7 млн, Франция на $15,1 млн, Испания на $4,4 млн, Бельгия на $2,2 млн и Словакия на $99,2 тыс. Были также небольшие поставки в Швейцарию, США, Эстонию, Италию, Румынию, Нидерланды, Японию и Ирландию.

На прошлой неделе президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность введения ограничений на экспорт стратегических ресурсов, таких как титан, уран и никель. Как пояснил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, эти меры связаны с неоднократными попытками введения незаконных санкций и торговых запретов против России.

Замена российского титана на Западе сопряжена с серьёзными трудностями. Процесс сертификации новых поставщиков может занять месяцы и даже годы. Как отметил независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, «полноценной альтернативы российскому титану нет. У китайского титана, например, существуют проблемы с качеством и несоответствиями технологическим требованиям, что делает его рискованным для использования в ответственных изделиях, таких как авиационные».

С подобными сложностями столкнулась компания Spirit AeroSystems, поставщик фюзеляжей для Boeing и крыльев для Airbus, когда дефекты из-за коррозии металла были обнаружены в их продукции. Сейчас компания проводит расследование совместно с Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA).

Патраков отметил, что замена поставщиков — это долгий и сложный процесс, связанный с потерями в качестве. В России Boeing и Airbus долгое время развивали производство комплектующих, внедряли технологии и системы контроля качества, что делало российскую продукцию высокорейтинговой при приемлемых ценах.

Однако, полный запрет на экспорт стратегических ресурсов нецелесообразен для России, учитывая их значительность для бюджета и загрузку предприятий. По словам экономиста Ивана Потравного, переход на новых покупателей сопряжен с трудностями, такими как затоваривание и необходимость постоянных инвестиций.

Патраков подчеркивает важность внутреннего развития авиастроения, ссылаясь на амбициозные планы правительства России по увеличению доли российских самолетов до 81% к 2030 году и субсидированию внутренних рейсов на сумму 770 млрд рублей. В отрасли надеются на ускорение темпов развития авиапромышленности.