То, чего многие москвичи уже давно в тайне ждали от верховной власти, произошло в эту среду: президент РФ Владимир Путин озвучил свою позицию по самому животрепещущему столичному вопросу — расселению московских пятиэтажек.
Президент сказал
«Хочу сразу сказать, что ничего, что нарушает законы, действующие на сегодняшний день, и права граждан, подписано мною быть не может», — заявил президент на совещании правительства. По его словам, закон необходимо «проработать как следует», в том числе в диалоге с общественностью.
«Безусловно, это должно быть сделано таким способом и такими инструментами и средствами, которые не нарушают прав граждан — прежде всего, право на собственность», — цитирует главу государства ТАСС.
Президент указал, что «все предложения должны быть реализованы на основе добровольного согласия граждан на предлагаемые условия, ничего не может быть навязано силой и права граждан должны быть полностью соблюдены».
По обоюдному согласию
В этот же день об изменении условий программы реновации говорил и московский мэр Сергей Собянин. Градоначальник четко проговорил, что жители пятиэтажек, попавших в программу реновации, будут переселяться исключительно в пределах своего района. Соответствующие правки, по словам мэра, будут внесены в думский законопроект о реновации ко второму чтению.
«Мы сможем обеспечить 100% всех тех, кто пожелает остаться в районе, где они проживают. Это очень важно — люди привыкли к детскому саду, поликлинике, школе, соседям», — заявил столичный градоначальник.
Более того, по словам мэра, при переселении жителей пятиэтажек не будет использоваться городской маневренный фонд жилья. «Переселять дважды, в какой-то фонд, а потом из фонда. История не очень хорошая», — пояснил градоначальник.
Что это было?
Для многих, кто знаком с историей расселения пятиэтажек не понаслышке, или является ее непосредственным участником, подобный оборот может показаться настоящим чудом. Вмешательство президента и синхронизированная с ним по времени смена риторики официальной Москвы указывает на то, что в том виде, в котором законопроект вышел на второе чтение, приниматься он явно не будет.
Все это может свидетельствовать о том, что нарастающая волна неприятия реновации, в том виде, в каком она изначально была предложена населению, заставила реноваторов ослабить напор. Тот факт, что во все это пришлось вмешаться президенту, говорит о значимости и масштабности всплывших проблем.
Почему так произошло?
Ответ на этот вопрос подтверждает сделанные нами ранее предположения об основной цели всей затеи с реновацией. Некоторое время назад «Ридус» высказывал предположение, что история с пятиэтажками затевалась лишь с одной целью — помочь девелоперским компаниям, оказавшимся в сложной ситуации из-за затоваривания нераспроданным жильем и один на один с иностранными кредиторами.
Предполагалось, что масштабная программа позволит с одной стороны подтянуть значительные бюджетные деньги, а с другой — продать городу под расселение скопившийся у застройщиков неликвид.
О том, что с проектом все не так просто указывают, в первую очередь, крайне короткие сроки, отведенные на его реализацию. Довершением всему стала прописанная в законопроекте норма, по которой несогласные с предложенным вариантом переселения через 60 дней выселяются из занимаемых квартир через суд.
В соответствии с этой логикой, реализация проекта должна начаться как можно быстрее, чтобы в него скорее могли поступить бюджетные средства, на которые так рассчитывают девелоперы. И до вчерашнего дня события вокруг реновации развивались именно в таком ключе.
Расселение пятиэтажек идет в Москве с середины 90-х годов, но подобных темпов, город не видел никогда. Все это только подтверждает главную цель девелоперов — как можно быстрее получить деньги, что косвенно указывает на наличие у них проблем долгового характера.
Цугцванг
Реновация старого и ветхого жилья, без всякого сомненья, правильный и нужный процесс. И Москва за последние 20 лет определенно в нем преуспела. Примечательно, что за все это время, город практически не имел конфликтных ситуаций с жителями расселяемых домов. Причина в том, что каждый такой дом являлся отдельным кейсом, над которым чиновники долго и кропотливо работали, подыскивая варианты, устраивающие и город и жителей.
Как только это простое правило (применяемое во всем мире) оказалось отодвинутым на второй план и было заменено по сути диктатом, изначально прогрессивный и позитивный процесс пошел вспять.
© Коллаж/RidusВмешательство президента является сигналом о том, что о возникших противоречиях и растущем недовольстве известно «на самом верху». Поскольку все происходит в предвыборный год, велика вероятность, что власти попытаются вернуть процесс в нормальное русло, изменив условия реновации в пользу не только девелоперов, но и отселяемых граждан. Нельзя исключать и временной заморозки проекта.
Однако, все эти действия будут означать отказ от изначальной цели — помочь испытывающим затруднение застройщикам, которым деньги нужны здесь и сейчас. Более того, теперь эти люди оказываются в состоянии цугцванга, когда движение и в одну и в другую сторону чревато только нарастанием проблем.
Действовать жестко, не считаясь с мнением жителей, но при этом, укладываясь в отведенное время и реализуя узко-корпоративные цели, после вчерашних слов президента, будет довольно проблематично.
Следуя логике заявления президента, в реализации программы придется вернуться от схемы предоставления переселенцам «равнозначного» жилья к «равноценному».
Однако в этом случае, отделаться обменом квартиры в пятиэтажке в уютном районе со всей инфраструктурой, на пусть и большие площади в «муравейнике» в чистом поле, уже не удастся. В этом случае, теряется значительная часть (если не весь) коммерческого эффекта от всей операции.
Не совсем понятно и то, за счет чего новое жилье будет предоставляться переселенцам в районах их проживания, чтобы им не приходилось искать новые детские сады, поликлиники и другие объекты социально-бытовой инфраструктуры. Свободного жилого фонда в сложившихся районах крайне мало и его явно недостаточно для того, чтобы вместить переселенцев при «поквартальном сносе». Места для нового строительства, до начала сноса пятиэтажек, в этих районах так же нет. Заявленный отказ от использования маневренного фонда ставит еще больше вопросов, так как без его использования, такие перемещения представляются практически невозможными. По всем этим причинам, сама идея переселения большого количества людей в границах перенаселенных районов их нынешнего проживания, да еще и в сравнительно короткие сроки выглядит довольно утопично.
Таким образом, реализация проекта реновации оказалась на развилке. Его инициаторам придется либо проигнорировать требования президента и ломать «через колено» значительную часть москвичей, что не совсем логично накануне предстоящего электорального сезона, либо осуществлять реновацию в соответствии с традиционными правилами, но уже с совсем иной экономической эффективностью и за значительно большее время.
В какое иголочное ушко для этого надо будет протиснуться авторам и исполнителям проекта, неизвестно. Не исключено, что в конечном счете, «протискиваться» никто не захочет и идея будет тихо похоронена или отложена до более благоприятных времен.