«Путешествие Гектора в поисках счастья» (Hector and the Search for Happiness)
Великобритания — Германия — Канада — ЮАР, реж. Питер Челсом, в ролях: Саймон Пегг, Розамунд Пайк, Стеллан Скарсгард, Жан Рено, Минг Жао, Трейси Энн Оберман, Тони Коллетт, Кристофер Пламмер.
Гектор — психиатр, у него упорядоченная и предсказуемая жизнь, что совершенно его успокаивает. Его девушка Клара придумывает названия для лекарств, и тоже, в принципе, всем довольна. Настолько даже, что простой вопрос «Ты счастлива?» вводит её в состояние шока, заставляя заподозрить какой-то подвох со стороны вопрошающего. У Гектора, однако, начинает свербить в душе, и он решает, что познать природу счастья можно только опытным путём. Поэтому сперва едет из Лондона в Китай, потом в Африку, а затем в Лос-Анджелес — подозревая, видимо, что именно в этих трёх точках счастье предстаёт в каком-то материализованном виде и бесплатно раздаётся всем заинтересованным в нём прохожим.
«Жил-был молодой психиатр по имени Гектор…» Сказочный зачин (предварённый сюрреалистическим сном про жёлтый самолётик в небе) с головой выдаёт всё дальнейшее повествование: не столь важно, каковы будут детали сюжета, но при таком начале конец не может быть иным, нежели «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Поэтому все приключения Гектора, предсказанные (опять же в первых кадрах) выделяющимися на книжной полке комиксами про Тинтина, не имеют на самом деле никакого смысла: сколько дороженьке не виться, а приведёт она всё равно к той, кто занимается его носками. Круто, конечно, обогнуть весь свет, чтобы понять, что нет края краше родного, и всем хочется такого пожелать, коли позволяют накопленные средства, но сказать, что авторы фильма открывают нам какие-то новые горизонты, решительно невозможно.
Невелик и бумажный итог столь долгого путешествия: в заготовленном специально для этого блокноте появляется за всё время менее двадцати записей с мыслями, что же такое счастье; вкладышей к жвачке «Love is…» неисчислимо больше. Ну, а если серьёзно, что вообще тут можно сказать? Как описать счастье?.. Это когда тебя понимают? Это быть с любимым вместе? Это стать богатым и бессмертным?.. Есть ли формула, способная удовлетворить всех?.. И если есть, возможно ли передать её языком кинематографа?..
Мы знаем, что да, возможно: каждый, наверное, вспомнит хотя бы пару картин, способных ввести его в обозначенное состояние. Но Питером Челсомом («Интуиция», «Давайте потанцуем») нужный рецепт, к сожалению, утерян — и его поиски счастья оборачиваются такой тоской смертной, что удавиться хочется; а с экрана в этот момент звучит про то, что «счастлив тот, кто умеет веселиться». Это, конечно, тоже надо уметь — так бесповоротно загубить подобную тему.
Даже Саймон Пегг — уж какой молодец, а наткнулся в этот раз на засаду: он может хоть весь известись, в тысячный раз надевая на себя фирменную ухмылку, но отсыревший фитиль не зажечь и ему, как ни старайся. Какое уж тут счастье, когда его герой столь удручающе целомудрен: даже получив от своей девушки разрешение «на всё», он умудрился заснуть рядом с китайской проституткой, а позднее отвергнуть льнущую к нему африканскую женщину. «Не верю!» — так и хочется воскликнуть, пусть и продемонстрировав тем самым всю свою испорченность; но ведь и правда: разве счастье — это не есть удовольствие, а отказ от оного — не есть ли отказ от познания счастья?..
Задуманный вслед «Невероятной жизни Уолтера Митти» (даже знать не хочу, когда Франсуа Лелорд написал книгу про Гектора: именно кинематографическое сходство двух картин очевидно), данный фильм не имеет и сотой доли обаяния прошлогоднего хита — хотя как артист Пегг куда симпатичнее Стиллера, но как режиссёр Стиллер, выходит, куда сильнее Челсома. Он, по крайней мере, знает, как зрителя рассмешить, увлечь, утащить за собой в какую-то очевидную авантюру — а потом, вернув на место, оставить его довольным приятно проведёнными двумя часами. Рассказ же про кризисные поиски «молодого психиатра» пусть и полон разнообразных «фокусов» (среди которых и неожиданная анимация, рождающаяся от рисунков героя в упомянутом уже блокноте, и монастырь в горах, и львы, рычащие в опасной близости), но невероятно пуст и уныл — словно создан не счастливым человеком (как должно было бы быть по идее), а тем самым не обретшим ещё счастья Гектором, который не готов пока к тому, чтобы делиться своими ощущениями с другими.
В завершении хочется как-то применить к вышесказанному совет одной африканки, нисколько не переживающей из-за того, что её самолёт безбожно трясёт во время грозы: «А вы рассуждайте так: это старый самолёт — значит, много лет не падает». Но не приходит в голову ничего иного кроме как: «Всё познаётся в сравнении, к тому же даже самый посредственный фильм имеет финальные титры».
Фильм «Путешествие Гектора в поисках счастья» в прокате с 11-го декабря.