"Хрусталь" - особый вид стекла, содержащий в своем составе различные добавки-примеси (окись свинца или бария), которые придают изделиям "игру цвета", или так называемый у ювелиров "огонь" а так же "голос"-особый звон и прозрачность.
История хрусталя.
Скорее всего, первыми научились добавлять свинец в стекло и изготавливать таким образом искусственный хрусталь в Древнем Египте и Месопотамии. По неизвестным причинам эта технология была утеряна и возродилась благодаря закону, принятому королем Англии Якобом в 1615 году, запрещавшем использовать дерево в любом производстве кроме судостроительного. Английские стеклодувы вынужденно топя свои печи углем, были приятно удивлены, когда продукция получилась более прозрачной и "благородной". Путем экспериментов изготовители и пришли к классической формуле хрусталя.
В Европе наибольшую известность приобрел чешский хрусталь, производившийся лучшими мастерами своего дела, слава которых и сейчас работает на современные чешские производства. Можно вспомнить известные всем люстры из чешского хрусталя, которые были предметом "охоты" всех домохозяек СССР. С тех времен, уже в современной России с хрусталем есть как минимум две ассоциации: Чешский хрусталь и изделия из города Гусь-Хрустальный, украшавшие полки в домах многих соотечественников. Хрусталем гордились, его берегли, дарили на свадьбы, юбилеи и дни рождения. Часто бокалы из хрусталя становились лишь предметом интерьера, который передавался по наследству и ни разу не применялись по прямому назначению, только если на новогоднем застолье.
Существует несколько видов хрусталя:
- свинцовый (в составе 24-30 процентов оксида свинца);
- бариевый (свинец заменен на оксид бария);
- богемский (в его производстве используют калиево-кальциевое стекло);
- горный хрусталь (природный кварц без посторонних примесей).
Сегодня в производстве хрусталя в его состав добавляют борную кислоту, а так же соединения мышьяка и сурьмы.
Производство хрусталя.
Сырье для производства хрусталя называется шихтой - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.
Шихту расплавляют в печах при температуре свыше 1500 градусов Цельсия. У печей одновременно работают несколько специалистов: выдувальщик, наборщик и прессовальщик (распределение обязанностей зависит от вида изделия). Выдувальщик с помощью трубки забирает необходимое количество раскаленного сырья и непосредственно выдувает форму. Наборщики, опять же с помощью специальной трубки передают стекломассу под пресс, где уже мастер-прессовальщик придает нужную форму.
Следующий этап производства - передача сформованного изделия в печь на обжиг. Обжиг позволяет хрусталю остывать равномерно. В печи в течение 1.5 - 2 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. При обжигепрочность возрастает в 8-10 раз, термостойкость — в 3-4 раза.
После остывания "полуфабриката", в пламени горелки мастер срезает часть изделия, в том месте где была стеклодувная трубка.
Финальным этапом производства является шлифовка и огранка. Происходит она по тем же принципам, что и оргранка ювелирных изделий из драгоценных камней. Большинство изделий оформляются "алмазной гранью". По нанесенному чертежу мастер-огранщик на водяном абразивном круге шлифует продукцию. Шлифовка происходит с использованием смеси плавиковой и серной кислот (для придания прозрачности). Не подвергнутые хим.полировке грани остаются матовыми.
Цвет хрусталя.
Кроме привычного всем прозрачного хрусталя производится еще и цветной хрусталь, который получают при добавлении в сырье окисей металлов: кобальт придает насыщенный синий тон, кадмий или соединения золота придают благородный красный, кремний - розовый, медь делает его зеленым, а марганец - фиолетовым.
В царские времена на крупнейшем в те времена и всемирно известном Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали с помощью коллоидного золота и окислов урана. Производство с подобными добавками было затратно и изделия были неимоверно дорогими, но и истинно шедевральными.
Особо ценен накладной хрусталь. В накладном хрустале есть сразу два слоя - цветной (с оксидами металлов) и классический бесцветный. При производстве накладного хрусталя главная задача мастера-срезать верхний слой до границы второго, что придает особую игру цвета.
Мифы о хрустале.
1. Хрустальная посуда вредная для здоровья из-за содержания свинца.
Присутствие свинца в ни коем образом не отражается на здоровье человека. По результатам тестов ученые установили что свинец в стекломассе не может причинить вред здоровью человека (он находится в состоянии оксида и не активен). Одновременно с этим специалисты предупреждают о нежелательности долгого хранения щелочных напитков в хрустальной посуде, так как в этом случае часть ионов свинца все таки может перейтив жидкость.
2. Что бы хрусталь не помутнел, его нежелатьно мыть в горячей воде с ипользованием щелочных средств.
На самом деле хрусталь термостоек и не реагирует на кипяток. Помутнеть он может только от резких перепадов температуры, например при ополаскивании в очень холодной воде. Производител сами не рекомендуют использовать агрессивные щелочные чистящие средства для мойки хрусталя. Хрустальные изделя - очень тонкие вещи, и относиться к ним нужно бережно. Крайне не рекомендуют мыть хрусталь в посудомоечных машинах, так как абразивные частицы могут со временем испортить изделие.
3. Хрусталь вреден для экологии, так как не содержит свинец, и не подлежит переработке. Разбитую хрустальныю посуду лучше всего не выбрасывать в обычные мусорные баки, а относить на пункты переработки вторсырья. Свинецсодержащее стекло подлежит вторичной переработке.
4. Хрусталь моют только водой.
Естественно хрусталь можно мыть водой, но использование ряда общепринятых средств очистки хрусталя не навредят ему, как например использование раствора одной части изопропилового спирта и трех частей дистиллированной воды. Можно использовать и покупные средства, главное что бы в их составе не было веществ, представляющих из себя агрессивные среды: щелочей, кислот и соединений аммиака.
Выражаем благодарность ООО "Дядьковский хрустальный завод плюс" за предоставленные фотографии.