Образование

Самая лучшая школа – российская

7 273

Мир встретил новый учебный год. В России он начался без неожиданностей и казусов. Чтобы российские школы функционировали более эффективно и эргономично, предлагается следовать опыту других стран с сохранением основ национального менталитета. Интересно, а что мы вообще знаем о развитии школ в других странах? Какие порядки установлены «за морем»?

Например, Франция. Страна высокой моды, изысканной кухни, крепкой образовательной системы, которая формировалась на протяжении нескольких веков и по праву считается одним из самых больших достижений французов. Отличия от российской системы обучения довольно очевидны. Хотя образование там предоставляется бесплатно, не имеет религиозного подтекста и обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет. Как и в России, дети разных полов учатся вместе, школ раздельного обучения практически нет. Всего на процесс получения знаний подрастающего поколения во Франции отводится 13 лет.

Начальное образование в «шестиугольной» стране – дробное, то есть разделено на циклы. Первый уровень – это детский сад и начальная школа. Далее следует основное образование, в котором ребенок обязан освоить чтение и письмо, научиться правильно говорить. Самый осознанный образовательный процесс приходится на период обучения в колледже и лицее – 7 лет. Это считается во Франции основным образованием. Высшее же образование возможно лишь при наличии степени бакалавра.

Одним из самых престижных считается образование в Великобритании. В отличие от Франции, здесь, как и в России, школьное образование рассчитано на 11 лет. Обязательным является начальное и среднее, однако высшее образование государством уже не оплачивается. Британцы славятся своими строгими многовековыми устоями в обучении детей и студентов в сочетании с применением современных технологий. Так, в школах введен запрет на использование сленговых слов и выражений. Британским детям категорически запрещается говорить «привет» и «пока». Вместо разговорной лексики они обязаны употреблять слова официально-деловой речи – «доброе утро» и «до свидания». Таким методом британцы стараются улучшить культуру речи и расширить словарный запас детей.

Кстати, несмотря на то, что Великобритания поддерживает политику здорового образа жизни и правильного питания, в их школьных столовых едят всего 40 % детей, с чем они стараются активно бороться, исключив одну из главных привычек школьников – потребление готовых упакованных обедов. Также там рассматривается вопрос о запрете продажи в учебных заведениях вредных газированных напитков и сладостей. Российская система питания учащихся развита на более качественном уровне. В школах все дети получают полноценные завтраки и горячие обеды. Меню блюд составляется из расчета норм СанПиНа и рекомендаций Института питания РАМН, то есть с регламентированным балансом жиров, белков и углеводов. Можно сказать, что у нас ситуация со школьным питанием хорошо отлажена, поэтому достойна быть примером для других стран.

Во вьетнамских школах и детских садах за здоровьем молодого поколения следят с раннего возраста. Последнее нововведение – занятия йоги для детей. Урок начинается с известной всем позы лотоса, а учитель рассказывает детям мудрые притчи. На такие занятия в школах отведен примерно 1 час, за который ребенок успевает снять тревожность, накопившуюся в течение дня, и провести более продуктивно оставшееся учебное время в школе.

Возвращаясь к французской образовательной системе, также стоит отметить, что она считается одной из самых консервативных. Главным образом, это связано с тем, что Франция пытается тщательно сохранить крепко сколоченное годами понимание важности качественного образования в жизни общества и страны в целом. Скорее всего, именно поэтому внедрение нововведений в обучающий процесс является для них трудоемким и медлительным. Подобная проблема существует и у британских школьников. Они выражают озабоченность плохим оснащением классов современными средствами обучения и техническим оборудованием, некомпетентностью владения компьютерными программами и навыками работы с базами данных как детей, так и самих преподавателей.

В Австралии же развитие образованной системы происходит очень медленно. По мнению экспертов, это связано с тем, что умы австрийцев больше озадачены сельским хозяйством и овцеводством, чем воспитанием молодежи, которая далека от этих отраслей. Результаты опросов 900 школьников показали, что дети очень плохо ориентируются в главном для их страны промысле: 40% считают, что хлопок имеет животное происхождение, а другие 40 % уверены, что йогурт является растительным продуктом.

То ли дело мы – умелые новаторы. По оценкам экспертов Всемирного Давосского экономического форума, российское образование заняло почетное 73-место в мировом рейтинге, который был составлен на основании оценки 140 стран мира по 40 критериям. И чтобы продвигаться выше в «турнирной таблице» отечественной системе образования необходимо осваивать новые инновационные технологии, что мы с успехом и делаем.

Так, совсем недавно в школах Москвы были реализованы новые образовательные программы. Теперь школьники разных возрастных групп могут осваивать научные проекты, работать над созданием новых изобретений, изучать сразу несколько тем. И делать это они будут в отдельном специальном модуле, схожем с мини-лабораторией. В едином пространстве детям предоставляется возможность осваивать химию, биологию, географию и естествознание. Таким образом в учреждении нового типа объединяются и школы, и детские сады. А привычные кабинеты и классы уйдет в прошлое.

Также похвально отметить, что практически во всех московских школах установлены современные компьютеры, цифровые панели, интерактивные школьные доски, а также введена система электронного оповещения родителей об успеваемости, образовательной программе, питании ребенка и даже расположении классов в школе. Открываются новые образовательные учреждения современного типа. Например, школа, построенная по стандартам «зеленой» архитектуры. «Это уникальный для Москвы проект», – рассказал новоизбранный мэр города Сергей Собянин. Здание площадью 8,4 тыс. м2 рассчитано на 400 учащихся. Оно построено по индивидуальному проекту с использованием большого количества стекла. Полукруглая архитектура здания позволила сохранить живой уголок природы, расположенный недалеко от здания энергоэффективной школы.

В некоторых российских школах появилась возможность обучать детей дистанционно, то есть в случае болезни ученик может прослушать урок через интернет. Для этого в так называемых «цифровых» школах установлено все необходимое оборудование. Урок может проводиться на улице или по средствам конференц-связи! В Кемерово, например, на создание такой «новинки» было выделено более 431 млн рублей.

Также в школах активно внедряется система электронных пропусков. Данная услуга предоставляется бесплатно. Родители могут оперативно получать информацию о приходе ребенка в школу, о посещении столовой и уходе с уроков. В настоящее время ведутся разработки мобильного приложения.

Среди последних предлагаемых президентом России Владимиром Путиным инициатив значится введение добровольного порядка выполнения домашнего задания старшеклассникам для повышения эффективности распределения учебной нагрузки. Глава Франции, например, решение об отмене домашних заданий, принял уже давно. В связи с этим продолжительность учебной недели французских школьников значительно увеличилась, хотя раньше дети учились всего 4 дня. Учителя вынуждены работать дополнительно, чтобы помочь ученикам выполнить задание в школе, а не в домашних условиях. Считается, что таким образом ребенок будет тратить больше времени дома на творческую активность и отдых.

В России же к подобной перспективе относятся неоднозначно. Российские школьники, конечно же, возрадуются отмене домашних заданий, они будут счастливы забыть про «домашку». Однако родители с подобным законопроектом не согласны, впрочем как и некоторые представители власти. «Если там, где изучение идет на базовом уровне, домашнее задание минимально или его нет совсем, это нормально. Там, где изучение идет на углубленном уровне, предполагается серьезная самостоятельная работа ребенка. На мой взгляд, обойтись здесь без домашнего задания было бы по меньшей мере неправильным. Мы должны дать возможность ученику познавать содержание того предмета, который он изучает», – считает зампред комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. Тем не менее президент России поручил подготовку данного проекта мэру Москвы Сергею Собянину.

В целом, можно отметить, что российское образование уверенно движется вперед. Использование собственного положительного опыта и опыта западных стран, внедрение инновационных технологий – все это помогает сделать образовательный процесс в России более гибким и эффективным, поднять его на новую качественную ступень развития.