Трамвай в Черёмушках был построен для вывоза рабочих к ГЭС. Для этих же целей он существует и сейчас. Представляет всего одну линию длиной 5 км. В связи с такой целенаправленной особенностью, он не похож более ни на одну другую трамвайную систему в России. Вот следующие факты, делающие систему неповторимой:
1) Линия полностью однопутна.
2) На линии нет колец - есть только два оборотных тупика. Используются двусторонние вагоны ЛМ-68 ленинградского производства. Кстати, до того, как в этом году появились двусторонние вагоны в Москве и Питере, Черёмушки были единственным местом, где использовалась схема движения с двухкабинными трамваями и оборотными тупиками (если не считать скоростные трамваи в Волгограде и Кривом Роге).
3) На линии используется один вагон (в часы пик ещё добавляется система из двух вагонов), который совершает рейс туда-обратно раз в час (есть расписание). В выходные линия не работает.
4) Проезд на линии полностью бесплатный.
5) Сейчас узнал с удивлением ещё невероятную вещь. Это самая новая трамвайная система России - она была открыта в 1991 году (а я думал, что сильно раньше).
6) Трамвай ходит по рельсам бывшей железной дороги, связывавшей СШГЭС с Абаканом. Ж/д ветка активно использовалась при строительстве ГЭС и почти вся была разобрана, однако последний её кусок был переоборудован под трамвайное движение. Вот я не в курсе, есть ли где-то ещё у нас движение по бывшим ж/д рельсам, однако в любом случае явление это уникальное.
Но, конечно же, самое замечательное, это - окружающие пейзажи. Горы, скалы, Енисей.. Такого красивого окружения вдоль линии трамвая нет больше нигде в России. Есть трамваи среди гор в Пятигорске и Златоусте, но там нет и близко того драматизма пейзажа, что есть тут. Подобное сочетание трамвая и природных красот можно встретить только во всяких заграницах - Германии, Швейцарии.
Трамвайчик с козами.
Естественно, номера маршрута у трамвая нет, т.к. какие на такой маленькой линии могут быть маршруты. Есть расписание, уходит трамвай из Черёмушек к ГЭС почти всегда в середине часа. Обратно - в начале часа.
Кабина двусторонего вагона. Двери справа - двери слева
Кстати, обратил внимание на интереснейшую вещь. Трамваи ЛМ-68М, изготовленные в "городе-на-Неве", имеют возраст в 22-23 года, однако в отличие от своих коллег, ходящих в родном городе, содержатся в идеальном состоянии. Когда ты видишь вагон ЛМ-68М на питерских улицах, то почти всегда ужасаешься от его ужасности, и складывается ощущение, что такой трамвай не может быть по определению в каком-то нормальном состоянии. Что надо срочно его выкинуть на помойку и купить новый хороший (например, КТМ-23). А тут выясняется, что можно содержать в достойном непозорном состоянии совершенно любую технику, надо ж!
Другая кабина того же вагона.
Морда прицепного вагона (точнее сначала прицепного, а потом - головного).
Водители трамваев обучаются в Красноярске, и там же сдают экзамены. Ремонтируются вагоны на территории ГЭС.
Итак, начальная станция "2-я Терраса".
Линия здесь возникает внезапно из бурьяна.
"2-я Терраса" находится при въезде в посёлок со стороны Абакана. Далее линия идёт сквозь посёлок.
Рядом отходит песчаная велодорожка.
Станция "Рабочая".
Приближаемся к центру посёлка.
Единственный автомобильный мост через трамвайную линию. Ведёт от трассы в центр Черёмушек.
Ближайшая к центру станция.
Поворот в депо. Единственный разъезд в системе.
Станция "Пожарное депо". Уже другой конец посёлка, тут начинается дорога к ГЭС.
И вот, мы выходим к самому живописному месту линии. Никакой цивилизации, никаких домов, берег Енисея, горы, сибирская природа!
Движение выглядит примерно так. Весь день курсирует одиночный вагон. В предпиковый час (16:30) выезжает вместо вагона система из двух вагонов. А в пиковый час выезжает сначала система, а затем - одиночный вагон. Потом система уходит в депо. Тоже самое утром. Кстати, были времена, когда ходила система из трёх вагонов.
Трамвай и трасса тут идут параллельно.
А вот это вообще прекрасно! Полноценный сохранившийся железнодорожный переезд через трамвайную линию. Думаю, что такого больше точно нигде нет в бывшем СССР.
Есть недавно построенная вертолётная площадка.
И вот мы прибываем к остановке около смотровой площадки. Остановка не последняя, но простым людям надо здесь выходить - дальше трамвай заезжает на охраняемую территорию гидроэлектростанции.
Дальше будка со шлагбаумом и проверяющим охранником. Вот трамвай внутри территории ГЭС.
Конечная станция трамвая "СШГЭС" находится вот там (можете рассмотреть провода на правой части фото):
Кстати. Если вы хотите ехать в Черёмушки, то вам придётся ехать сначала из Абакана в Саяногорск. Туда отправляются маршрутки примерно каждые 20-30 минут. Из Саяногорска ходят автобусы и маршрутки в Черёмушки по улице рядом с автовокзалом (автобус стоит 10 рублей, идёт час, маршрутка - 40, доезжает за 30-40 минут). Прямые маршрутки из Абакана в Черёмушки крайне редки - их всего 2-3 в день, и рассчитывать на них не имеет смысла. Общее время езды из Абакана до Черёмушек - примерно 2,5 часа. Приезжайте в Черёмушки пораньше, чтобы побольше успеть.
Трамвай в Черёмушках был построен для вывоза рабочих к ГЭС. Для этих же целей он существует и сейчас. Представляет всего одну линию длиной 5 км. В связи с такой целенаправленной особенностью, он не похож более ни на одну другую трамвайную систему в России. Вот следующие факты, делающие систему неповторимой:
1) Линия полностью однопутна.
2) На линии нет колец - есть только два оборотных тупика. Используются двусторонние вагоны ЛМ-68 ленинградского производства. Кстати, до того, как в этом году появились двусторонние вагоны в Москве и Питере, Черёмушки были единственным местом, где использовалась схема движения с двухкабинными трамваями и оборотными тупиками (если не считать скоростные трамваи в Волгограде и Кривом Роге).
3) На линии используется один вагон (в часы пик ещё добавляется система из двух вагонов), который совершает рейс туда-обратно раз в час (есть расписание). В выходные линия не работает.
4) Проезд на линии полностью бесплатный.
5) Сейчас узнал с удивлением ещё невероятную вещь. Это самая новая трамвайная система России - она была открыта в 1991 году (а я думал, что сильно раньше).
6) Трамвай ходит по рельсам бывшей железной дороги, связывавшей СШГЭС с Абаканом. Ж/д ветка активно использовалась при строительстве ГЭС и почти вся была разобрана, однако последний её кусок был переоборудован под трамвайное движение. Вот я не в курсе, есть ли где-то ещё у нас движение по бывшим ж/д рельсам, однако в любом случае явление это уникальное.
Но, конечно же, самое замечательное, это - окружающие пейзажи. Горы, скалы, Енисей.. Такого красивого окружения вдоль линии трамвая нет больше нигде в России. Есть трамваи среди гор в Пятигорске и Златоусте, но там нет и близко того драматизма пейзажа, что есть тут. Подобное сочетание трамвая и природных красот можно встретить только во всяких заграницах - Германии, Швейцарии.
Трамвайчик с козами.
Естественно, номера маршрута у трамвая нет, т.к. какие на такой маленькой линии могут быть маршруты. Есть расписание, уходит трамвай из Черёмушек к ГЭС почти всегда в середине часа. Обратно - в начале часа.
Кабина двусторонего вагона. Двери справа - двери слева
Кстати, обратил внимание на интереснейшую вещь. Трамваи ЛМ-68М, изготовленные в "городе-на-Неве", имеют возраст в 22-23 года, однако в отличие от своих коллег, ходящих в родном городе, содержатся в идеальном состоянии. Когда ты видишь вагон ЛМ-68М на питерских улицах, то почти всегда ужасаешься от его ужасности, и складывается ощущение, что такой трамвай не может быть по определению в каком-то нормальном состоянии. Что надо срочно его выкинуть на помойку и купить новый хороший (например, КТМ-23). А тут выясняется, что можно содержать в достойном непозорном состоянии совершенно любую технику, надо ж!
Другая кабина того же вагона.
Морда прицепного вагона (точнее сначала прицепного, а потом - головного).
Водители трамваев обучаются в Красноярске, и там же сдают экзамены. Ремонтируются вагоны на территории ГЭС.
Итак, начальная станция "2-я Терраса".
Линия здесь возникает внезапно из бурьяна.
"2-я Терраса" находится при въезде в посёлок со стороны Абакана. Далее линия идёт сквозь посёлок.
Рядом отходит песчаная велодорожка.
Станция "Рабочая".
Приближаемся к центру посёлка.
Единственный автомобильный мост через трамвайную линию. Ведёт от трассы в центр Черёмушек.
Ближайшая к центру станция.
Поворот в депо. Единственный разъезд в системе.
Станция "Пожарное депо". Уже другой конец посёлка, тут начинается дорога к ГЭС.
И вот, мы выходим к самому живописному месту линии. Никакой цивилизации, никаких домов, берег Енисея, горы, сибирская природа!
Движение выглядит примерно так. Весь день курсирует одиночный вагон. В предпиковый час (16:30) выезжает вместо вагона система из двух вагонов. А в пиковый час выезжает сначала система, а затем - одиночный вагон. Потом система уходит в депо. Тоже самое утром. Кстати, были времена, когда ходила система из трёх вагонов.
Трамвай и трасса тут идут параллельно.
А вот это вообще прекрасно! Полноценный сохранившийся железнодорожный переезд через трамвайную линию. Думаю, что такого больше точно нигде нет в бывшем СССР.
Есть недавно построенная вертолётная площадка.
И вот мы прибываем к остановке около смотровой площадки. Остановка не последняя, но простым людям надо здесь выходить - дальше трамвай заезжает на охраняемую территорию гидроэлектростанции.
Дальше будка со шлагбаумом и проверяющим охранником. Вот трамвай внутри территории ГЭС.
Конечная станция трамвая "СШГЭС" находится вот там (можете рассмотреть провода на правой части фото):
Кстати. Если вы хотите ехать в Черёмушки, то вам придётся ехать сначала из Абакана в Саяногорск. Туда отправляются маршрутки примерно каждые 20-30 минут. Из Саяногорска ходят автобусы и маршрутки в Черёмушки по улице рядом с автовокзалом (автобус стоит 10 рублей, идёт час, маршрутка - 40, доезжает за 30-40 минут). Прямые маршрутки из Абакана в Черёмушки крайне редки - их всего 2-3 в день, и рассчитывать на них не имеет смысла. Общее время езды из Абакана до Черёмушек - примерно 2,5 часа. Приезжайте в Черёмушки пораньше, чтобы побольше успеть.