Знакомство с городом у меня началось в 5 часов утра у здания местной администрации. Вернее в здании самой администрации - даже в пять часов утра сотрудники не спали, а составляли план помощи пострадавшим и утверждали по каким маршрутам будет очищаться город. Пункты выдачи гуманитарной помощи сейчас выглядят вот так. Работают круглосуточно (в 5 утра и в 2 ночи я их там, по крайней мере, видел работающими)
Эксклюзивная фотография из кабинета одного из сотрудников. Пробрался внутрь, пока охранник дремал.
В центре города стоит кафе "Атлантида", что довольно иронично. После кафе - спуск в нижние части города, которые пострадали больше всего.
В нижних частях города до сих пор затоплены дворы и дома.
На многих домах выше двух этажей вода оставила свой след. Можете посмотреть каким был уровень воды. И это уже ближе к центру города, когда волна пошла на убыль.
Затем я прошелся по дворам к нижней части города. Всюду вот такие вот баррикады.
На многих домах люди грязью написали фразы, успокаивающие приезжих родственников. Связи у многих нет, родные приезжают из других городов и не знают спаслись ли их родственники. Самые частые фразы: "Все спаслись" и "Дом разрушен".
Решил зайти в несколько домов, посмотрите как это выглядит снаружи и как это выглядит внутри.
Хочу показать еще фотографий быта пострадавших. Без комментариев.
Жителям помогает очень большое количество волонтеров. По "России" только что сказали про 2700 волонтеров.
На этой фотографии видно как парень, вооруженный бензопилой, помогает деду спасти навес от почти упавшей яблони. На палящем солнце волонтеры работали около 6 часов, разгребая мусор, вынимая мертвых кур из домов и помогая пострадавшим морально. До этого они разгружали гуманитарную помощь с раннего утра.
Вот лишь часть инвентаря волонтеров. В своем сегодняшнем посте, который выложу чуть позже, покажу что еще есть у воллонтеров в лагерях.
Затопленное бюро ритуальных услуг. Производит устрашающее впечатление.
Вообще в городе много мелкого бизнеса, который пострадал еще хуже чем бюро ритуальных услуг. Владельцы магазинов признаются, что помимо жилья лишились и единственных средств к существованию. Градообразующих предприятий в городе нет, все держится на предпринимательстве и частном домашнем хозяйстве. У многих вода унесла и то и другое.
Есть районы, которые пострадали больше всего. К примеру, улица Адагумская, которая при наводнении приняла вот такой "живописный" вид.
Вот как выглядит город с моста через речку Адагум.
Интересная деталь: некоторые жители, помимо сушащихся кресел, выставляют перед домом сушиться свадебные платья. Причем эти платья надевают на какой-нибудь штырь или трубу. Смотрится жутковато - наводит на мысли о том, что это некий тотем или напоминание для прохожих.
До сих пор не смог разобраться, то ли пострадавшие свадебные платья просто сушат, то ли это что-то означает (ну незачем их вот так на виду у всех вешать сушиться, да еще в таком устрашающем виде).
На улицах иногда встречаются трупы умерших животных. В центре фотографии - 2 курицы в слипшейся грязи под завалами мусора.
Отдельно хочу сказать про автомобили. Владельцам машин сильно не повезло - машины, стоявшие на улицах были унесены потоками воды, а те, которые стояли в гаражах, полностью промылись водой с грязью и внутри и снаружи.
Власти и городские службы активно помогают в устранении последствий трагедии. У МЧС свой огромный лагерь, жители которого круглосуточно работают над восстановлением города.
Много различной техники, откачивающей воду, разгребающей крупные завалы, вывозящей мусор и делающей вовсе невообразимые вещи. В целом, не заметить работу официальных служб сложно - их сотрудниками наполнено более половины города.
Довольно странно выглядят надписи на этих машинах. Местные жители часто винят губернатора Ткачева в своих бедах, поэтому надписи на спасательных машинах, связанные с губернатором, выглядят довольно неоднозначно. Честно, я бы на месте Ткачева убрал эти надписи со спецтехники.
Немного поражают вот эти ребята. Это казаки, казачий полк, в котором порядочное количество человек. У всех характерные усы или казачьи шапки. Поражают они тем, что вчера весь день просидели на поляне, в то время как волонтеры рубили ветки и выгребали грязь из домов.
Вообще могу сказать одно: все так долго, потому что все слишком лениво, а иногда и безразлично. Многие непострадавшие жители спокойно прогуливаются по улочкам и обмениваются последними слухами, постоянно какого-то военного можно встретить в расслабленном состоянии на травке в центре города. Я понимаю, вы скажете, что служащим тоже нужен отдых, но вы не были в городе - здесь действительно нереальное количество работы. Некоторые местные жители, которые пострадали, отказываются бороться со стихией и напиваются в хлам.
Многие даже мешают спасателям и волонтерам. Вот вчера был пример, когда я шел фотографировать разбор завалов волонтерами: на улице группа волонтеров вытаскивает из дома что-то большое (из-за слипшейся грязи непонятно), чем перекрывают узкий проезд между домами. По этому проезду едет красная нива, которая настойчиво бибикает. Местные пытаются достучаться до своего земляка: мол, не бибикай, это волонтеры, помогают разбирать, потерпи чуток, сейчас вынесут вещи. Мужик в ниве, не выходя из машины, кроет всех матом и говорит "ваша трагедия - не моя трагедия, в моем доме все хорошо".
Кроме того, отвратительно то, что люди не прочь вечером "погулять". Из-за этого в городе часто намусорено и всюду валяются бутылки. Ребят, и так убирать много чего стоит, хватит город засорять еще больше! Ниже пример вечерних посиделок местных.
Если бы все были чуть более вовлечены и рвались сами что-то делать - город разбирался быстрее. Это касается и волонтеров, и мчсников, и казаков и всех, кто способен помочь.
Главная мысль, которую я хочу донести - надо работать больше и самому проявлять инициативу в любой помощи. Этого пока остро не хватает.
В завершение поста полезная ссылка - как помочь Крымску.
Обо всех последних событиях вы можете прочитать в моём Твиттере.