Интервью Политика

Самый юный российский мэр: о радикалах, Олимпиаде, Украине и геях

8 585

Самый молодой российский мэр, под руководством которого Ростов Великий изменился и экономически и культурно, став одним из туристических центров Ярославской области. Один из десяти самых авторитетных российских чиновников по версии журнала "Русский Репортер". Но кроме управленческого таланта Юрий Александрович еще и человек со своими взглядами на жизнь, молодежь и судьбу отечества.

На заре своей карьеры Юрий Александрович много бывал на Украине, как наблюдатель на выборах. Именно поэтому я решил узнать, что он думает об Украине, оппозиции, консервативных ценностях и национальном вопросе.

Начнем с событий на Украине. Мы увидели, что когда общество не объединено общими целями его легко расколоть. Россия сегодня сталкивается с теми же проблемами. Наша оппозиция в большинстве своем поддержала Майдан, некоторые люди выкладывали в своих аккаунтах карты России, с отметкой регионов, которые будут захвачены «народом», а какие под контролем «бандправительства». Стоит ли при таком отношении опасаться так называемого «русского майдана» ?

- Во-первых, оппозиция оппозиции рознь. Конкуренция мнений ведет к успеху в итоге. Поэтому оппозиция должна быть. Вот только не надо путать оппозицию и пятую колонну. Гражданскую позицию и ненависть к собственной стране. Политическую полемику и цирк с клоунами. Несмотря на некоторую косность и неповоротливость власти, особенно на местах, наши оппозиционные лидеры все равно сбиваются на какие-то мелкие провокации и шаржи, вместо содержательной позиции. Бесконечный пубертатный период. Рогатки всем раздать. Пора повзрослеть. Действия отдельных активистов, к сожалению, чаще всего напоминают не поступки взрослых мудрых людей, а выходки 13-летних подростков. Люди, которые должны награждать нас россыпью мудрости, смотреть с высоты своего возраста, делают выходки, о последствиях которых они не задумываются. Постят неонацистов в масках с Майдана и заклинают, чтобы и у нас такое случилось где-нибудь в Вологде поскорее. Ребята, коктейль Молотова в вашу машину – это не салют в новогоднюю ночь в соседнем дворе. Но не все так плохо...

Смотрел потрясающее интервью Венедиктова на «Грамадянское ТВ», где «свидомые» братья-украинцы долбили его тезисами о том, что жители Крыма – нелюди, потому-то имеют мнение отличное от «свидомых», что «Беркут» - нелюди, потому что не встали на коленки (если не считать, конечно, то позорное львоское видео)перед боевиками «Правого сектора» и продолжали выполнять присягу. Вот тот самый Венедиктов, которого сложно упрекнуть в великодержавном шовинизме, бился там, доказывая, что люди есть с обеих сторон, и занимать одну жесткую позицию нельзя. Около часа сплошного хардкора. Вот это образец независимого журналиста был. Вот этот человек не утратил способность объективной оценки реальности. Наша же оппозиция быстро скатывается к нетерпению и шовинизму. Какие-то пустышки, чья заслуга состоит в перепосте очередной шутки про ПЖиВ начинает ставить себя выше работников УралВагонЗавода, выше людей, которые не разделяют вот любви ко всем подряд выхлопам Шендеровича. Это отталкивает людей. Нет пока широкой базы у наших креаклов. Не созрели еще. Потому что путают страну с государственным аппаратам, делят людей на «черных» и «белых». И не понимают, что ХХ век сделал нам множество прививок от революционного угара.

Слава Богу, что в России больше мудрых людей. Мудрых не по причине симпатий к той или иной политической группировке, а тех, кто с уважением относиться к собеседникам, к окружающим, к оппонентам. Кто помнит об историческом опыте. Мы сами сменили строй в 1991 году. Сами напились вседозволенностью за 10 лет. Помним хаос 1993 года. Мы сами выбрали власть, которая сейчас управляет страной. Поэтому у нас в России Майдана не будет. А в Украине просто не развито общество, само общество расколото, и всегда - уже более 700 лет - слабы государственные институты. Там вечный Майдан, если хотите. Постоянно рокоши, перевороты. Часто гетманы предают, режут соплеменников, сбегают с казной. За исключением тех периодов, когда Киев и Москва становились центрам единого государства. Плюс подлинную независимость они ведь не завоевали в 1991 году, границы им нарисовала советская власть, подарив кучу территорий, свободу им вручили те три парня, которые погибли в Москве, во время ГКЧП. За свободу они толком не бились. Бывшие коммунистические секретари просто сменили на дверях таблички. Вот они и протестуют теперь против этих бывших секретарей. А мы этот этап истории уже прошли.

Тяжело конечно видеть киевскую интеллигенцию рядом с внуками бандеровцев, резавших 80 тысяч поляков на Волыни. Именно поэтому орут они там «Хто не скаче – тот москаль!». Именно поэтому Тягнибок после победы первое, что сделает – полезет запрещать русский язык! Легче всего, конечно же обвинить «Зека» и «Руку Москвы» во всех бедах Украины. В этой системе координат просто ориентироваться. Но это – архаика.

Конечно, можно приветствовать и радоваться казалось бы пассионарному взрыву майдана, объединению людей, желающих жить «как в Европе». Все эти хоровые исполнения гимна с фонариками на площади – какая эстетика! Только переворотами и сменой одних воров на других развития не добиться. Развитие – продукт конструктивных и системных действий, а не передела и постоянных переворотов. А пока Украина идет по кругу – на 10 лет назад хоровод.

Люди в вашем возрасте в центральной России чаще становятся белоленточниками. Как получилось, что «самый молодой мэр России» стал консервативным политиком.

- Что значит консервативный политик? Либерал, консерватор – все это достаточно условно. Я участвовал в создании Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» в 2000-м. Это была первая такая независимая организация в стране. 4 года работал наблюдателем на выборах.

Только наблюдали мы не в одном направлении, не пытались ловить только одну партию, ловили всех по мере сил. Именно тогда, 12 лет назад, я первый раз поехал на Украину наблюдать за выборами. Мы работали вместе с теми, кто потом делал оранжевую революцию. И вместе ловили нарушителей. Но уже тогда они, ловя нарушителей от партии власти, закрывали глаза на шалости своих идейных кандидатов. Уже тогда вот меня раздражал этот снобизм львовско-киевских студентов относительно жителей восточной Украины. Все эти надписи «Не ссы в подъезде - ты не в Донецке». Преодолеть свои недостатки сложно – легче поставить по-фашистки себя выше других.

Когда мы пытались организовывать независимое наблюдение за выборами в Ярославле мы вызывали непонимание у партии власти, мэрия Ярославля над нами смеялась, когда мы проводили акцию «Прозрачный бюджет», добиваясь, чтобы подробные проекты бюджета города публиковались. С тех пор мы не изменились. Мы как были сторонниками открытости принятия решений, политической конкуренции, так и остались.

При этом я понимаю, что построение демократии невозможно, если ты все сломаешь, половину народа отправишь за колючую проволоку или на пароход. Ну как жителей Крыма и Донбасса - их же надо куда-то девать по мнению активистов из Львова. Демократия - это сложная монотонная работа. И я пока верю в возможность эволюционных изменений, без революций. И то, что сегодня вы называете консерватизмом, я называю демократическим реализмом. Мой консерватизм это не костность черносотенца, желающего прижать всех либералов к ногтю, а всем женщинам раздать платки. Но я понимаю, что великовозрастный дурачок, не отдающий себе отчет в своих действиях, должен осознать, что за его революционным задором, можно и ребенка вместе с грязной водой выплеснуть. Страну потерять. Придут парни с окраин, городских и имперских, и будут ГРАБИТЬ, РЕЗАТЬ и ВЕШАТЬ. Вешать будут всех этих романтиков и либералов, за то, что на них надето что-то лучшее, чем китайский пуховик. Революция будет пожирать своих детей. А реформы и европеизация – это монотонная работа, а не пару месяцев поджогов покрышек.

По поводу современной молодежной политики. Современная государственная политика по защите традиционных ценностей вызывает у молодежи противоречия. Запрет пропаганды гомосексуализма, защита православия подаются на недоступном молодежи языке, а молодежь в интернете видит совсем другое. Как дать молодежи понять, что европейский гомосексуализм – это плохо.

- Культура несет в себе очень много функций, в том числе воспитательную. И каналов донесения культурных кодов очень много - это и телевидение и высокая культура и попса. Вопрос только в том, кто давит на кнопки. Кто регулирует отправку культурных кодов. Когда элита собирается страну сдавать, то ей все равно кто на что нажимает. А когда элиты нет – вообще все на все подряд нажимают. Здоровая нация никогда не будет ставить отклонения в норму, девиантное поведение в приоритет. Ну это же экономически не выгодно, это в случае массовости природе противоречит в конце концов. Естественный ход истории прекратится. Однополый брак не дает потомства в силу естественных причин. Такая «однополая» страна – слабый игрок в стратегическом смысле.

Люди с таким выбором могут жить свободно, нельзя их за это казнить. Но как массовое явление это недопустимо. Тем более агрессивная пропаганда. Поэтому наша политическая и культурная элита должна с этим бороться. И бороться должна не сегодняшними запретами, потому что запреты и резонанс вокруг них еще только больше побуждают интерес. Никогда Россия не слышала столько о геях, как в 2013 году.

А в школах надо объяснять, почему иметь детей - это выгодно с точки зрения выживания твоей семьи, с точки зрения экономического и социального успеха. Что в полной семье дети вырастут более устойчивыми к сложностям мира. Это надо в школе делать, через массовую культуру кодифицировать. И не нужно делать это через насильственное насаждение православия - кто хочет, тот идет в церковь, церковь должна быть всегда открыта, но не нужно никого туда гнать.

Боитесь ли вы исламизации?

- Ислам это мирная религия которая всегда играла важную роль в истории России, но сейчас ислам наполняется радикалами, сектантами. Упрощенный ислам, как и упрощенный либерализм порождает нетерпимых фанатиков. У них очень простая картина мира. Убей черное – и все сразу станет белым. Но надо разделять сектантов и просто плохообразованных полудикарей с окраин страны. Последних надо воспитывать.

Сейчас в Россию приезжают люди, которые нас с тобой считают неверными . Врагами. Причем в Коране так не написано, но эти люди идут нас убивать. Их нельзя пускать в Россию. Нельзя переубедить – значит нельзя пускать. Не можем не пускать - значит надо уничтожать. Потому что с нами церемониться никто не будет. И сдерживать их должно именно государство, а не «народные дружины». Вот эти призывы к самообороне – это призывы к переходу на более примитивную организацию общества. Это призыв к русским опуститься до уровня дикарей и ходить толпами с травматикой и дубьем по улицам. Потому что множество русских хочет читать книги, строить дома, рисовать картины, а не убивать свое время на подготовку к встрече с террористом или гопником. Если государство и общество не могут справиться с гопниками, хоть из Рязани они, хоть из Кизил-Юрта, то очень скоро может прийти конец этому обществу и государству. Оно будет переходить на иной более низкий уровень развития или вовсе исчезнет.

Какова роль церкви в воспитании?

- Церковь и ее представители должны напоминать нам о моральном абсолюте. С заповедями библейскими трудно спорить. Вот белую чистоту нам и должны постоянно демонстрировать. Как идеал, к которому нужно стремиться. Вот это мне кажется главным. А эсхатология, вера - это все личное. Также можно сказать о задаче формирования общности на основе единых традиций. Пасхальные традиции, обряды крещения и венчания, исповедь и причастие. Это и психотерапия, и самоидентификация.

Вы правый или левый? Эти слова имеют для вас значение?

- Я за то, чтобы человек получал по заслугам. Тот, кто трудиться, кто стремиться, тот должен добиваться. И должен быть равный доступ к общим возможностям. Я не верю в социальные утопии. Я не считаю, что нужно всех насильно как-то уравнивать, кормить бездельников. Поэтому, я в этом смысле, наверное, ближе к правым.