Здоровье

Сандуновские бани – парят не запариваясь уже два с лишним века

5 1091

История возникновения «Сандуновских Бань» восходит к началу XIX века, а предшествует ей романтическая интрига. Знаменитый и обласканный публикой актер Сила Николаевич Сандунов влюбился в Лизу Уранову, молодую и очаровательную оперную певицу. Девушка ответила ему взаимностью, но у Сандунова был конкурент – граф Безбородко. Отвергнутый своей возлюбленной, он решил испортить жизнь и ей, и своему более удачливому противнику. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не великая удача – Лизоньке покровительствовала сама Екатерина Великая. Во время одного из представлений певица бросилась в ноги императрице и отдала ей записочку, где описала свою любовь и все козни немолодого графа. Екатерина прониклась сочувствием к влюбленным и решила им помочь: не только способствовала организации их венчания и была посаженной матерью, но и сделала новобрачным щедрый подарок – бриллиантовое украшение.

Именно оно и стало стартовым капиталом для новой коммерческой идеи Силы Сандунова – «Сандуновских бань». Бывший актер приобрел землю на берегу Неглинки и построил там роскошные каменные бани, которые в 1808 году открыли свои двери для всех желающих попариться. А таких оказалось немало, и уже вскоре предприятие завоевало любовь москвичей всех сословий и достатков. Здесь бывали все, от простого люда до графов, и даже солнце русской литературы – Александр Пушкин.

После смерти Сандунова бани переходили от владельца к владельцу, пока, наконец, не достались в наследство Вере Фирсановой. В 20 лет девушка, потеряв отца - лесопромышленника-миллионера Ивана Фирсанова, стала самой богатой женщиной в Белокаменной. Получив в распоряжение миллионы, Вера потратила первый же из них на то, чтобы выкупить себе свободу от нелюбимого мужа, после чего вступила в брак с гвардейским поручиком Ганецким.

Новый муж Фирсановой решительно взял дело в свои руки и собрался перестроить «Сандуновские бани». Изучив банное дело и посетив классические «банные страны» Востока и Запада, чтобы набраться знаний и перенять их опыт, Ганецкий сносит старые здания бань и строит новые под руководством Б.В.Фрейденберга и при поддержке архитектора академии художеств С.М.Калугина. К 1896 году строительство банного комплекса было практически полностью завершено.

Теперь «Сандуновские бани» состояли из трех зданий, готовых принять посетителей всех слоев населения. В главном трехэтажном здании, чей фасад выходил на Неглинку, на первом этаже располагались магазины, на втором – меблированные квартиры, а на верхнем - бани низшего разряда, куда ходили студенты и небогатые люди. Второй корпус отводился под женские бани, где мылись и парились женщины с детьми, а третий отводился под мужские разряды, в том числе и высший. Также в состав комплекса входила своя электростанция (всё освещение бань было электрическим, чтобы не было копоти) и котельные, гревшие воду для бань, которая поступала по специально проложенному водопроводу от Бабьегорской плотины. Гигиена в «Сандуновских банях» была на высшем уровне: воду очищали американские фильтры «Нептун», а все поверхности, от полов и стен до чехлов, можно было стирать и мыть.

Посещение бани стоило от 5 копеек до 10 рублей - за номерную баню. В эту стоимость входило и получение веника с мочалкой. Доступные цены для бедных и роскошные залы и высокоразрядный сервис для богатых привлекали в «Сандуны» множество посетителей. В XX веке сюда ходили, например, Шаляпин, Высоцкий и Маяковский – визиты последнего увековечены мемориальной табличкой, висящей на одной из лавочек, с надписью «Здесь мылся человек, идущий в ногу со временем». Только вот каких-либо реальных материалов, подтверждающих это, нет.

«Сандуновские бани» популярны и сейчас. Здесь парились такие известные личности, как фигурист Антон Сихарулидзе, музыкант Андрей Макаревич, певица Надежда Бабкина, актеры Павел Деревянко и Джон Траволта, шоу-мэн Иван Ургант и многие другие. Бани получили не одну грамоту и много благодарственных писем за высококлассный сервис. Но сегодня в «Сандуны» ходят не только попариться, но и «просто посмотреть». А посмотреть, и правда, есть на что: в 1991 году место даже было поставлено на учет как архитектурный памятник города Москвы.

Галерея с фотографиями:

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru

© Игорь Казаков/Ridus.ru