Сбербанк России размещает в Рунете объявления о поиске кадров, владеющих киргизским, узбекским и таджикским языками.
Один из крупнейших банков РФ набирает консультантов и клиент-менеджеров со знанием языков народов Средней Азии в целом ряде регионов страны — в Москве и Московской области, Самарской и Новгородской областях, Краснодарском крае. Опыт работы от них не требуется. Подобные объявления стали появляться в Сети как минимум с начала июля.
Ты подходишь нам, если: ты специалист с образованием не ниже среднего; владеешь таджикским, или узбекским, или кыргызским языком; доброжелателен и любишь помогать другим, — гласит стандартное объявление «Сбера». Вакансия консультанта для клиентов-мигрантов.© hh.ruУровень предлагаемых зарплат зависит от региона: если в Москве «Сбер» готов предложить начинающему специалисту со знанием языков народов бывшего СССР до 67 тысяч рублей, то в Краснодаре сумма понижается до 45 тысяч.
В банкоматах Сбербанка можно увидеть рекламные видеоролики, рассчитанные на носителей языков народов бывшего СССР, в которых банк приглашает их на работу «в команду». При этом на официальном сайте банка информации о наборе сотрудников со знанием узбекского или киргизского нет.
Новая политика «Сбера» уже столкнулась с критикой в Сети. Кампанию по привлечению носителей языков южных соседей России объявляют «похожей на сегрегацию» и «противоречащей действующему законодательству».
«Ридус» направил запрос в Сбербанк России, чтобы выяснить, насколько велик спрос на банковские услуги на узбекском или киргизском и сколько молодых специалистов с нужными языками банку удалось привлечь на работу.
В то время как российские учреждения готовятся общаться с мигрантами на их родных языках, в среднеазиатских государствах русский подчас воспринимается как соперник национальных языков. В 2020 году член киргизского Конституционного совещания Садирдин Торалиев предложил лишить русский язык в стране статуса официального: по его словам, киргизская молодежь из-за иностранных языков стала пренебрегать родным, так как в нем «нет потребности».