Литература

Секс, насилие, расчлененка: как изначально выглядели наши любимые сказки

3 81685

Не так давно в Англии разразился скандал. Озабоченная мамочка потребовала убрать из школьной программы сказку «Спящая красавица». Мол, принц не спросил у Спящей красавицы, можно ли ее поцеловать, а значит, его поцелуй вполне можно считать харассментом. И неважно, что таким образом он спас принцессу.

Разгорелась дискуссия. С подачи феминисток общественность стала повнимательнее присматриваться к подозрительной сказке. И выяснилось, что феминистки были не так уж неправы. Изначальная версия «Спящей красавицы» включала в себя изнасилование, пытки, убийства и как день от ночи отличалась от той невинной фантазии, которой сегодня весь мир потчует своих детишек.

Интересно, что-то же самое можно сказать практически обо всех «сказках на ночь». Версии, знакомые нам сегодня, — это выхолощенные варианты по-настоящему страшных и абсолютно неприличных историй.

На самом деле

© pixabay.com

В старые времена сказки рассказывали не детям, а взрослым. Дети просто могли подойти и послушать — возрастных рейтингов тогда не было. Сюжеты большинства народных сказок, распространенных на территории Европы, зародились еще в античности и были творчески разукрашены в Средние века. Они не имели почти ничего общего с теми милыми историями, которые мы знаем сегодня.

Спящую красавицу действительно изнасиловал заезжий король. Удивительно, но принцесса при этом так и не проснулась. Так же во сне она родила двойню. Уход за младенцами взяли на себя невесть откуда появившиеся феи. Однажды ребенок высосал у принцессы из пальца занозу — тут-то Спящая красавица и проснулась. Подхватив детишек, она отправилась на поиски своего насильника, но тот уже был женат на другой. Жена короля стала изводить любовницу мужа, явившуюся в его дом с детьми, но король вовремя просек ее козни, убил супругу и женился на Спящей красавице.

Еще хлеще история про Золушку. Она живет в доме своего отца и страдает от нападок мачехи. Тогда мастерица, обучающая Золушку шитью, предлагает ей убить мачеху, отрубив ей голову острой крышкой сундука. Золушка так и делает. Но мастерица выходит замуж за ее отца и принимается угнетать бедную девушку еще хуже. Начавшись с убийства, дальше история идет по накатанной.

В других версиях «Золушки» треша прибавляется. Например, дочери мачехи, пытаясь влезть в туфельку, отрубают себе одна — пятку, другая — пальцы на ступне. А в финале некие волшебные голуби, помогающие принцу, выклевывают им глаза. Слепые сестры отправляются нищенствовать, пока Золушка празднует свадьбу.

Нормандскую версию популярной сказки про «вершки и корешки» рассказал Ги де Мопассан. В этой истории вершки и корешки делят архангел Михаил и дьявол. Архангел все время обманывает Сатану и пытается завладеть его землей. Наконец Михаил приглашает дьявола на обед и начинает его закармливать традиционными нормандскими яствами — паштетами, пирогами, рыбой. Дьявол, объевшись, портит воздух. Архангел, разгневавшись, кричит на него, гоняет по коридорам своего замка и в конце концов одним пинком выкидывает из окна. Так, по преданию, Михаил отнял прекрасную Нормандскую землю у самого Сатаны и отправил его в ад.

© pixabay.com

В подлинной истории Красной Шапочки волк убивает бабушку, но не съедает ее. Из ее мяса он готовит вкусное блюдо, из крови — напиток. Когда приходит Красная Шапочка, волк, переодевшись в бабушкино платье, угощает ее своей стряпней. Накормив девочку, волк просит ее раздеться и лечь с ним в постель. Прерывают действие этой средневековой «Лолиты» только проходящие мимо дровосеки. Ворвавшись в дом, они прекращают безобразие, убивают волка и освобождают Красную Шапочку.

Сказка про Синюю Бороду, пожалуй, единственная, дошедшая до наших дней в первозданнном виде. Интересно, что ее возникновение легко проследить. Народную фантазию вдохновили слухи о судебном процессе Жиля де Ре. Этот знатный сеньор слыл набожным и храбрым рыцарем. В молодости он доблестно сражался под знаменами Жанны д’Арк и был главным сподвижником национальной героини.

Однако после победы над англичанами Жиля де Ре обвинили в чудовищных преступлениях. Он якобы похитил, изнасиловал и в ходе черных месс расчленил и убил сотни детей и женщин. Подробности оргий с его участием поражали воображение. Несмотря на то, что никаких останков при обыске в его замке не нашли, общественность уверилась, что Жиль де Ре — страшный колдун и сам Сатана во плоти. Тем более под пыткой он был вынужден во всем признаться.

Современные историки полагают, что весь процесс над Жилем де Ре был банальной местью короля своему крупнейшему кредитору, с которым он не смог рассчитаться. Но в те времена люди поверили обвинениям и на основе этой истории сочинили страшную сказку про герцога Синяя Борода, впоследствии записанную Шарлем Перро. Надо сказать, что, несмотря на окровавленные трупы в тайнике, сказка далеко проигрывает в жестокости подлинным протоколам судебного процесса над Жилем де Ре.

Фальсификаторы

© pixabay.com

В XVIII—XIX веках возникла мода на фольклор. Литераторы пошли в народ и стали предлагать публике свои версии местных легенд и сказок. Но цензура того времени была невероятно строга. Фольклористам приходилось не только выправлять корявый слог народных сказителей, но и убирать все то, что могло шокировать почтеннейшую публику: и любой намек на секс, и столь любимые народом шутки на тему дефекации, и популярную тему инцеста, и все, что касалось беременности и абортов.

В результате как ни сопротивлялся Якоб Гримм, но его брат Вильгельм уже во втором издании основательно переписал собранные ими сказки. Из «Рапунцель» он убрал беременность героини. В оригинальной версии колдунья поняла, что к Рапунцель в башню стал ходить принц, потому что 12-летняя девочка пожаловалась ей, будто «платье стало ей узко в поясе». В результате вышло, что изгнанная в лес Рапунцель все-таки рожает двойню, но непонятно от кого.

Во всех сказках, где над детьми издевались родные матери (а это «Золушка», «Гензель и Гретель», «Белоснежка»), Гримм сделал злодеек мачехами. Из «Девушки-безручки» исчез мотив инцеста. В древних версиях этого сюжета девушка отрубает руки себе сама, чтобы ее перестал домогаться родственник — в одном варианте брат, в другом — отец.

© pixabay.com

Но немцы по крайней мере сохранили в своих сказках колорит зверской жестокости. Мачеху Белоснежки здесь заставляют плясать в раскаленных железных башмаках, пока она не упадет замертво. Голуби выклевывают глаза сестрам Золушки. Чтобы превратить лягушонка в принца, принцесса со всей силы бьет его о стену.

Подобных ужасов никогда не найдешь во французских версиях этих сказок. Лафонтен и Шарль Перро превратили народное творчество в гламурные поделки, которые не стыдно было представить даже королевскому двору.

Русские писатели рассуждали сходным образом. В ставшей классикой сказке Льва Толстого «Три медведя» героине удается сбежать от зверей. Между тем в оригинале медведи догоняли девочку и съедали ее.

Вслед за литобработчиками за сказки взялись кинематографисты. Народную фантазию уложили в прокрустово ложе правил, ограничений и возрастных рейтингов. Мастера из студии «Дисней» умудрились стерилизовать даже совершенно невинные сказки Андерсена. Что уж говорить про народные сказки типа «Белоснежки» и «Золушки»!

Граф Базиле из Неаполя

© flickr.com

Литобработка уничтожила изрядное число народных сказок. Однако как выглядели многие из них в действительности, можно узнать из блистательной книги Джамбаттиста Базиле «Сказка сказок». Ее совсем недавно перевели на русский язык, однако в Европе она была отлично известна и вдохновила десятки писателей.

Профессиональный военный, отличный поэт, ловкий придворный, Базиле по происхождению был неаполитанским греком — его фамилия читается как Василе. Благодаря неустанной поддержке младшей сестры — известнейшей певицы своего времени — он сделал успешную карьеру, стал графом и сумел выпустить множество книг. «Сказка сказок» стала его лебединой песнью — опубликован сборник был после смерти Базиле в 1634—1635 годах.

Это, конечно, авторские сказки — они записаны умопомрачительно ярким языком, перенасыщенным незабываемой барочной образностью. Но при этом они в полной мере сохраняют свой народный дух. Именно из сборника Базиле можно узнать, какими на самом деле были «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица».

А если лень приниматься за эту толстенную книгу, то можно посмотреть прекрасный фильм Маттео Гарроне «Страшные сказки» — туда вошли самые колоритные сказания из собрания Базиле.