Иран сейчас в российской информационной повестке благодаря одной шустрой даме.
Мемуары.
Иран — удивительно-контрастная страна. Удивляет и контрастирует.
1. Самое первое интересное из увиденного в Иране — газета прилепленная к стеклу будки охраны аэропорта. Для защиты от весеннего солнца. Обратил внимание на огромную, в четверть полосы фотографию — люди в полосатых тюремных робах на фоне логотипа «Фейсбука». Это в полном составе посадили администраторов конкурса «Исламской красоты» в Тегеране. Кому дали год, а кому и два.
2. Сигареты «Мальборо» в Иране запрещены — символ США. О чем мне каждый вечер сообщал продавец в лавчонке возле гостиницы. И с выкриком «Кххех!» показывал худыми смуглыми руками как его удавливают. После чего доставал из-под прилавка пачку красного. Каждый вечер, две недели.
3. Спутниковые тарелки в Иране запрещены — много крамолы. Но, если взять походный нож и отжать окно, а потом вылезти на балкон, то будет хорошо видно, что уходящие к горизонту крыши домов покрыты спутниковыми тарелками разной степени ржавости. Плотно покрыты, слоями.
4. Испытал катарсис в ночной закусочной для таксистов. Отведал соленых огурцов, абсолютно идентичные огурцам засолки моей бабушки, Марии Степановны Пономаревой из волжского города Камышин. Стал выяснять. Оказывается, бочковая засолка огурцов пришла к нам из Персии — двигалась вверх по Волге, пока не достигла самых далеких уголков России.
5. На пятничный намаз в Тегеране собирается в одном месте и пять миллионов человек и миллион.
6. В Иране нельзя работать без аккредитации «Министерства правды». Если ты, безлунной тегеранской ночью, накрывшись одеялом, включишь профессиональный фотоаппарат… одеяло тут же сдернут люди в недорогих черных костюмах одинакового фасона.
7. Израильтяне и ЦРУ в Иране просто потеряли берега и вытворяют такое, что на месте персов, я бы рано или поздно припомнил. Был в гостях в семье иранского ученого-физика. Его, прямо возле дома, застрелили люди в масках и исчезли. За неделю до моего приезда. Осталась жена, двое детей.
В квартире, кроме меня, переводчика и фотографа были два десятка иранских студентов-физиков. С ними говорил отец убитого ученого. Объяснял им, что существование Ирана, зависит от них. Это было сильно.
Разумеется, все от кого зависит безопасность Ирана, живут в постоянном стрессе. Не ведаю эффективность спецслужб Ирана, мне кажется, ЦРУ и Моссад ведут по очкам в этом противостоянии. Иран постоянно пытаются шатать. Со всех сторон и всегда, а за Сирию — в особенности.
Где Иран, как не крути и не обзывай эту страну, боролся с натуральными зверюгами и мракобесами. Расклад на Ближнем востоке давно уже поменялся, в другую сторону.