Кино

Семь причин любить Сергея Соловьёва: к 70-летию кинорежиссёра

0 350

Причина первая: за «Ассу»

Положа руку на сердце, «Асса» — не лучшая лента Сергея Соловьёва. Но точно — самая известная. И самая мощная с точки зрения социального звучания: некоторые всерьёз полагают, что картина пусть и не в одиночку, но способствовала развалу Советского Союза. Чего стоит только один призыв «Перемен!», прозвучавший в её финале. Участие Цоя и песни Гребенщикова моментально обеспечили фильму статус культового, выпущенная вскоре пластинка и по нынешнюю пору считается одним из лучших отечественных саундтреков. К сожалению, в тени «Ассы» остались следующие части «маразматической трилогии» — безудержная и невероятно смешная комедия «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и весьма необычная для нашего кино фантасмагория «Дом под звёздным небом». Спустя две десятилетия режиссёр зачем-то решился на сиквел, но даже спустя несколько лет «2-Асса-2» остаётся фильмом, который мало кто видел.


Кадры из фильма «Асса».

Коллаж © Ridus.ru

Причина вторая: за пионерскую сагу

Одна из личин Соловьёва — пионервожатый. Выступая в жанре «фильм для детей и юношества», он умудрился не опуститься до сюсюкания, а создал нетленные образцы, показав, как вообще следует снимать подростковое кино, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед зрителями. Причём первый же его «пионерский» опыт — легендарные ныне «Сто дней после детства» — принёс на тот момент тридцатилетнему Соловьёву берлинского «Медведя» за лучшую режиссуру. Далее последовали меланхоличный «Спасатель», совершенно чудесная «Наследница по прямой» — и ещё один крупный международный успех: «Чужая Белая и Рябой» — почти шедевр, отмеченный одним из главных призов Венецианского фестиваля. Хотя этот фильм стоит особняком в творчестве мастера, как и другой соловьёвский бриллиант — вышедший на рубеже веков «Нежный возраст» (Гран-При «Кинотавра»): лента с весьма характерным для юбиляра названием показывает, что сталось с пионерами в «лихие 90-е». Последнее на сегодня обращение автора к теме — «Одноклассники», не имеющие ничего общего с социальной сетью.


Кадры из фильма «Сто дней после детства».

Коллаж © Ridus.ru

Причина третья: за экранизации

Соловьёв — признанный мастер работы с классической прозой и драматургией. Он несколько раз переносил на экран работы Чехова: это и первые короткометражки «От нечего делать» и «Предложение» (они вошли в альманах «Семейное счастье»), и не получившие должного признания «Три сестры», и «О любви» — прекрасный фильм, сотканный из трёх чеховских произведений (в скобках заметим, что режиссёр переносил пьесы Чехова и в пространство театра). Его полнометражным дебютом стала драма «Егор Булычов и другие» по Горькому — с ошеломляющим по нынешним временам актёрским составом. «Станционный смотритель» признан одной из лучших постановок Пушкина. Наконец, ещё одна версия «Анны Карениной» Толстого — выпущенная режиссёром как в кино-, так и в пятисерийном телеварианте.

Причина четвёртая: за попытки копродукции

Соловьёв был одним из немногих, кому в советское время доверяли работать совместно с иностранцами. Так появились «Мелодии белой ночи» — лав-стори, снятая в содружестве с японцами, и «Избранные» — политическая драма по роману президента Колумбии. Событиями, правда, фильмы не стали, и в Голливуд режиссёра так и не позвали. Судьба его новой российско-французской картины «Елизавета и Клодиль» пока что туманна: съёмки то застывают, то продолжаются — и дата премьеры до сих пор под большим вопросом.


© Thomas Peter/Reuters

Причина пятая: за собственные рассказы

Соловьёв — великолепный рассказчик, один из лучших в нынешнее время. Это подтверждают и передачи, с которыми он иногда появляется на телевидении (например, цикл последних лет «Те, с которыми я…» на «Культуре»), и три тома мемуаров «Асса» и другие произведения этого автора». Три толстенных тома, представляете! Иные уложат свою жизнь в одну книгу — да и то скучно читать, а тут — свыше тысячи страниц, от которых ну никак невозможно оторваться! Особая радость — интервью Сергея Александровича, которому можно задать всего лишь один вопрос — а дальше слушать, слушать, слушать…

Причина шестая: за фестивали

В 90-е Соловьёв, будучи председателем Союза кинематографистов, руководил Московским кинофестивалем, затем пару лет возглавлял фестиваль в Ялте (куда теперь хочет снова вернуться), но главное, пожалуй, его достижение в этом направлении — «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Уже двенадцать раз заснеженный сибирский город принимал гостей со всего мира — режиссёров-дебютантов, свежую кровь мирового кинематографа. В начале нулевых идея подобного смотра казалась сомнительной, но время показало: при должном усилии и несгибаемом терпении можно вырастить своего зрителя, который авторское кино будет ставить выше развлекательного.

Причина седьмая: за Татьяну Друбич

Что ни говори, без Соловьёва у нас не было бы этой ярчайшей звезды, сыгравшей в девяти его фильмах и несколько раз — у других режиссёров, в не менее нашумевших картинах. Формально Друбич не актриса, а медик, но она и не пытается ничего играть, просто оставаясь собой — для экрана достаточно и этого. Вот как бы изменился мир, не встреться в своё время эти двое?!. То, что эта встреча однажды всё же произошла — большая удача для советского и российского кинематографа.


Татьяна Друбич в фильме Сергея Соловьёва «Анна Каренина».
© РИА Новости

А вообще, причин любить Сергея Соловьёва и его фильмы гораздо больше. Всё-таки не так много в России режиссёров, которые неизменно верны себе и снимают кино не на потребу дня, а с прицелом на вечность. То кино, которое будет востребовано и спустя десятилетия после премьеры. Так что — с юбилеем, Сергей Александрович!