Кино

Семейка Адамс просто отдыхает: рецензия на комедийную драму «Оливье»

0 19681

Михаил Верин в прошлом был невероятно популярным артистом. Трое детей давно не радуют и приезжают к нему лишь под Новый год в надежде заполучить хотя бы часть от дорогой квартиры в центре Москвы. Но вот сюрприз — на ежегодном новогоднем ужине дед представляет детям и внуку свою невесту — экзотичную молодую девушку по имени Люба. Тут и начинается самое интересное.

По трейлеру можно подумать, что фильм режиссерского дуэта Андрея Никифорова и Игоря Четверикова является представителем проходных новогодних комедий, которые забываются сразу по выходу из сетки кинотеатральных показов. Однако «Оливье» идет в сторону фильмов, в которых есть немного больше, чем просто гэги. Лента ставит себе задачу ударить в нерв сразу нескольких острых социальных тем, чего и пытается достигнуть на протяжении полутора часов.

Роль «советского стендапера», как персонажа окрестил его экранный внук, играет Сергей Шакуров, а его молодую невесту воплотила Тереза Диуро.©️ Russian World Vision

Фильм стартует с размышлений о том, насколько человек, как и салат «Оливье», зависит от правильных ингредиентов и того, как они сочетаются. Метафора, с одной стороны достаточно колхозная, но скрывает в себе интересную мысль (какую — попробуйте сформулировать сами, варианты могут быть разными). Затем картина представляет нам когорту основных персонажей. Старший сын — раздувшийся от времени и харчей чиновник — со своей женой и взрослым сыном-студентом, средняя дочь — успешная и симпатичная стерва без мужа, за что постоянно подвергается осуждению. Ну и наконец, младший сын — высокомерный хипстер-неудачник, мечтающий об успехе, но относящийся к своей девушке, как к машине из каршеринга. Как говорила Черная Вдова в своем сольнике от Marvel, «компашка подобралась та ещё».

Построение действия больше напоминает спектакль, прерывающий основное действо на монологи персонажей, в которые те выражают главную проблему сегодняшней жизни страны — все люди в этом фильме живут не свою жизнь, от чего страдают, но вот поменять что-либо уже не способны. Появление нового человека вскрывает сразу множество болезненных нарывов, назревших в семье. Тут вам и неопределенность в жизни, и обида на родителей, и семейные недосказанности, которые общим комом грозят вылиться в один большой скандал с битьем посуды и перекрёстными оскорблениями. Затронули даже скептическое отношение даже к такой важной профессии, как медсестра или учитель.

Интересно еще и то, является невеста артиста розыгрышем или реальной историей любви?©️ Russian World Vision

В какой-то момент просто поражаешься обилию больных тем нашей действительности. Когда одна из актрис устами персонажа выражает боль незамужней 30-летней женщины, невольно поднимается протест — вы серьезно? 2023-й на дворе, в 30 лет жизнь только начинается, к чему вся эта мизогиния? Но потом вспоминаешь пресловутых бабушек у подъезда и бесконечные причитания родных по поводу «ну когда уже детки, когда свадьба» и понимаешь — это всё ещё актуальная тема.

В потоке этих социальных ударов под дых вскрывается и главная проблема фильма. А именно — драма в фильме скатывается к банальному нытью. За час всё это начинает напоминать бесконечно ноющую подругу, которой обычно мы стараемся не перезванивать. Не оставляет ощущение, что создатели уверены в том, что русским людям просто нравится страдать и ничего с этим не делать. А это в людях-то бесит, не то что в кино. Хотя надежду на лучшее нам всё же оставляют в лице самого юного героя истории.

Из драмы в нытье, из нытья в морализаторство. Американские горки в действии.©️ Russian World Vision

Забавно и то, что в фильме проскальзывают вполне себе адекватные мысли. Например. что о близких мы можем многого и не знать даже по прошествии многих десятилетий. Или насколько циничными могут быть те, кого считаешь самыми родными. Цинично, грустно — зато реалистично.

Правда, для комедии всё-таки в фильме не хватает именно комедийных элементов. Шуток, как таковых, в фильме нет, их заменяют колкие сатирические комментарии. Пара гэгов на тему экзотичной внешности героини Терезы Диуро были представлены еще в трейлере — и это все, что есть у фильма. И жаль, ведь простора для галопа у сценариста было столько, что сложно представить.

В общем и целом, у создателей получилось очень злободневное и острое кино, завёрнутое в обёртку новогодней комедии, больше похожей на театрализованное представление. Фильм пробежался по всем основным проблемам современных россиян, пусть и в очень лёгком (ну и более «глянцевом») ключе, но так до конца и непонятно, каким он хочет быть. Драма в «Оливье» слишком поверхностна, а для комедии в нём отчаянно мало шуток. Хотя в качестве золотой середины между суровыми проектами и детскими сказками картина смотрится очень даже неплохо.

Оценка: 6,5 из 10.

Фильм доступен для просмотра в онлайн-сервисах Wink, Premier и КиноПоиск с 29 декабря.