Кино

Семья, быт и абстракции – молодое кино на «Кинотавре»

4 819

Режиссер Тимофей Жалнин получил главный приз за картину "F5". © Екатерина Чеснакова/РИА Новости

Подвёл свои итоги короткометражный конкурс «Кинотавра». Киноридус узнал, чем дышит, чем живёт молодое кино, и побывал на мастер-классах, организованных фестивалем для молодёжи.

Кадр из фильма "F5"

Абсолютным лидером конкурса «Кинотавр. Короткий метр» стала получасовая работа Тимофея Жалнина «F5», получившая и главный приз жюри, и приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Лента рассказывает о двух девушках из Челябинска («F5» - название их дуэта), поставивших авангардный танцевальный спектакль «Пигмалион» и приехавших с ним на столичный конкурс талантов. Победителям обещан контракт – и желание во что бы то ни стало понравиться сбивает одну из героинь с истинного пути. «Мы потом всегда будем танцевать только то, что захотим», - убеждает она свою подругу в том, что один разок можно выступить и с более «попсовой» программой (различие, впрочем, уловит лишь тот, кто сам хорошо разбирается в современном танце). Тема «художник на потребу толпе» вызывает, естественно, большой отклик у профессиональной публики, которая зачастую вынуждена делать подобный выбор едва ли не ежедневно. Интересно, какую судьбу выберет для себя сам Тимофей Жалнин – серьёзного автора или постановщика телевизионного «мыла»?.. Хочется верить, конечно же, в вариант №1.

Лауреат конкурсной программы за фильм "Измена" режиссер Григорий Добрыгин на церемонии объявления победителей конкурсной программы "Короткий метр". © Екатерина Чеснакова/РИА Новости

Две награды получила и «Измена» Григория Добрыгина, актёра, широкой публике известного по «Чёрной молнии», а интеллектуалам – по фильму «Как я провёл этим летом», за роль в котором он получил «Серебряного медведя» в Берлине. Теперь вот Григорий имеет и режиссёрские амбиции – удачно подтверждённые дипломами и от жюри, и от критиков. Его фильм длится всего восемь минут – но запоминается надолго, ведь рассказывается в нём о молодом человеке, страстно влюблённом… в собственную ладонь! Целоваться с которой он может и наедине – в ванной, и на людях – будь то в кафе или в Парке Горького. Абсурдный и совершенно неожиданный сюжет облечён в яркую и грамотно выстроенную кинематографическую форму, вызывающую искренний смех и улыбки. Будем думать, что своё обещание снимать теперь только «скучные серые драмы» Добрыгин всё же не сдержит.

Кадр из фильма "Норма жизни"

Ещё один свой диплом режиссёр Борис Хлебников, композитор Леонид Десятников, кинокритик Мария Кувшинова, продюсеры Катя Филиппова и Пётр Ануров (а одним словом – жюри) присудили «Норме жизни» Евгения Бяло, недавно представленной и в аналогичной программе Каннского кинофестиваля. Эта лента рассказывает о юноше, переживающем смерть отца и подозревающем, что к ней привели отнюдь не естественные причины.

Лауреат конкурсной программы за фильм "Норма жизни" режиссер Евгений Бяло. © Екатерина Чеснакова/РИА Новости

Тема семейных отношений в той или иной мере затронута и в работах других конкурсантов. О смерти матери узнаёт неприкаянный молодой герой «Холода». Евдокия Германова в «Генеральной репетиции» сыграла мать, дающую по телефону «ценные указания» своему сыну, у которого рожает жена. «Bunny, getting to know Dad» - монолог девочки об отце, выполненный в сложной технике с анимационными элементами. Непростые отношения с отцом и у «Шныря», деревенского паренька, влюбившегося в соседскую девушку. «Стенка» - затяжной ночной диалог молодой пары, перекочёвывавший из спальни в кухню и обратно. А героиня ленты «Искусство общения с животными и людьми» одинока – потому как своим отношением к жизни сама ограждает себя от всего мира.

Кадр из фильма "Туфельки"

Как признался режиссёр Константин Фам, половина его родни – евреи, погибшие во время Холокоста, вторая половина – вьетнамцы, погибшие во время вьетнамской войны. Ностальгия по той большой семье, которой у него никогда не было, вдохновила его на создание «Туфелек», одной из лучших работ конкурса, оставшейся, к сожалению, без призов - несмотря на оригинальный подход и широчайшую географию съёмок. Вся история в этой 20-минутной картине рассказана исключительно… ногами, выше которых камера поднимается только в финале. В кадре – только ноги, в туфельках и ботинках, что не мешает, однако, поведать нам полноценную историю любви – и со знакомством, и со свадьбой, и с начавшейся Второй мировой. Мастерски сделанная новелла, которая, как было обещано, в будущем станет частью большого международного альманаха.

Постер фильма "Собачий кайф"

Реже встречается у молодых режиссёров желание работать с окружающей их действительностью. Помимо «Нормы жизни» к «социальным» можно причислить всего две работы. Героиня одной из них живёт в Бибирево, ежедневно ощущая на себе всю мерзость такой жизни («А как тут быть трезвым?..» - вопрошает её сосед по съёмной квартире), но при этом отчётливо понимая, что здесь все равно «Лучше, чем в провинции» (название фильма). Документальный (или полудокументальный?) «Собачий кайф» Ивана И. Твердовского рассказывает о подростке, влюблённом в девушку старше его, и словно бы мимоходом объясняет правила «любопытной игры» - в ходе которой сперва надо надышаться, как собака, а потом кто-то резко надавит тебе на горло. Обморок должен подарить некую волшебную картинку – ради которой и стоит затевать подобное «развлечение». И ради которой некоторые подростки сами натягивают себе петлю на шею – вовсе не из желания распрощаться с жизнью, а чисто чтоб испытать этот самый «собачий кайф». Не эта ли «игра» повинна в многих детских смертях, которые взрослые по незнанию списывают на самоубийство?.. 

Режиссеры Рената Пиатровски и Александра Дябденко. © Екатерина Чеснакова/РИА Новости

Попытке самоубийства посвящён и «Момент» - только вот авторская манера отпугивает ещё больше сюжета. Не желая работать с действительностью, многие начинающие авторы охотнее идут на поводу у абстракционизма – создавая фильмы решительно ни о чём, но вместе с этим – словно бы наполненные «Смыслом». Таковы «Стриптиз» (двое мужчин не понимают, как оказались в странной комнате), «Ловушка» (закольцовывающая случай на парковке), «Щелчок» (переносящий персонажа Юрия Цурило в параллельный мир), отчасти «Алмазная кожура» (героиня которой зачем-то ищет негра с большим ухом). Характерна в этом смысле работа «Вместе навсегда», в которой влюблённая пара оказалась в эпицентре взрыва. Даже с такой темой, как теракт, автор позволяет себе «весело пошутить»: выжившей девушке пришивают ногу её погибшего друга…

Постер фильма "Расфокусин"

В этом печальном ряду удачей кажется действительно милый «Расфокусин» Оксаны Михеевой, в котором герой Александра Яценко изобретает средство, способное «спасти» знаменитостей от назойливых папарацци: помазался им – и ты уже не в фокусе. Только вот эти его опыты приводят не туда, куда следовало бы: девушка химика однажды становится … невидимкой. Вот это да – шутка, весьма очаровательная и умело поставленная.

И ещё две картины не хотят поддаваться «сортировке». Это довольно наигранная экранизация чеховского рассказа «Хористка» о юной любовнице взрослого мужчины, идущей на поводу у внезапно появившейся в её доме его жены. И «Холивар» Дарьи и Екатерины Носик, в сатирическом ключе преподносящем «войну» двух официанток за стажировку в Голландии. Однако здесь занятное начало не приводит в итоге к впечатляющему результату.

Режиссеры Екатерина и Дарья Носик с дипломом участника конкурсной программы. © Екатерина Чеснакова/РИА Новости

Специально для своих молодых участников «Кинотавр» провёл и подготовил обширный, интересный и познавательный спецкурс, в рамках которого провели свои мастер-классы и теоретики, и мастера отечественной режиссуры. Вадим Абдрашитов, Станислав Говорухин и Сергей Соловьев показали свои дипломные работы 40-50-летней давности, не без удовольствия ответив после показа на возникшие у аудитории вопросы. Председатель нынешнего жюри Александр Митта прочитал свою, можно сказать, уже классическую лекцию о незыблемых законах структуры истории. Год от года обобщённые им «правила игры» не меняются, но постоянно ведь подрастают новые слушатели, для которых всё это в новинку. Впрочем, даже у мэтров в вопросах образования имеются разногласия – так, например, свой сорокаминутный монолог Соловьёв закончил признанием, что никакой режиссуры на самом деле не существует.

Вице-директор Unifrance по восточно-европейским странам, корреспондент Каннского МКФ Жоэль Шапрон на церемонии объявления победителей конкурсной программы "Короткий метр". © Екатерина Чеснакова/РИА Новости

Лекция декана Высшей школы экономики Анны Качкаевой была посвящена судьбе медиа в новом технологическом веке, а Жоэль Шапрон, представитель «Юнифранс» и отборщик Каннского кинофестиваля, подробно рассказал, как в ХХ веке русское и советское кино приживалось во Франции (лекцию об этом вместе с молодёжью внимательно выслушали и организаторы «Кинотавра» Александр Роднянский с Фёдором Бондарчуком, а также примкнувший к ним советник президента РФ Владимир Толстой). Киноведы Евгений Марголит и Марианна Киреева начали было рассказывать «Историю советского кино в хитах», отталкиваясь от «Путёвки в жизнь», имевшей широчайший зрительский успех на заре звукового кино. Но вскоре подталкиваемые вопросами перескочили через десятилетия к «Брату», в котором был явлен единственный за все последние годы безусловный «народный герой». В тот момент это стало возможным благодаря стечению множества самых различных, но в целом благоприятных обстоятельств, хотя в 97-м отношение к «Брату» было более чем неоднозначным. Но вместе с тем Данила Багров – лишь продолжение традиции, согласно которой самый популярный герой нашего кино – разбойник, отступник, человек, через что-то отчаянно переступающий. Даже «Ленин в Октябре», утверждает Марголит, создан по принципу авантюрного фильма, его авторы несомненно вдохновлялись «Фантомасом» - и потому фильм был «реально популярен в прокате». А что сейчас? Ярчайший пример - «Деточки» Астрахана, полностью отвечающие запросам массового зрителя, но не могущие до него дойти, такова прокатная ситуация. Успех «Легенды №17» - это, конечно, во всех отношениях замечательный успех (о чём тут же развернулась воодушевлённая дискуссия), но Харламов – это всё-таки герой советской эпохи, а зрителю всегда нужны и герои «нашего времени».

Режиссер Таисия Игуменцева на церемонии награждения победителей конкурса короткометражных фильмов. © Михаил Мокрушин/РИА Новости

Появятся ли они – покажет, как всегда, будущее, а пока что фестивальный оргкомитет с сожалением отметил, что не все конкурсанты воспользовались предоставленными им возможностями – и с лёгкостью позволяли себе пропускать как показы, так и специально для них организованные мастер-классы. Хочется, впрочем, верить, что с годами ответственности у молодых авторов прибавится – и мы дождёмся о них большого первоклассного кино.