Интернет

Сенатор Гаттаров: школьные фильтры от "вредного Интернета" за 177 миллионов так и не заработали

17 345

Российские дети пришли в школы с опасным Интернетом: Минобрнауки до сих пор не обеспечило фильтрацию интернет-контента в школах, хотя истратило на создание различных систем фильтрации уже более 177 миллионов рублей бюджетных средств.

Глава комиссии Совфеда по развитию информационного общества Руслан Гаттаров написал письмо об этом министру образования Дмитрию Ливанову.

"Второго сентября во всей стране дети придут в школы, необеспеченные безопасным Интернетом. Со школьных компьютеров они без особого труда смогут выходить на порносайты, страницы с пиратским контентом, торрент-трекеры, другие противоправные информационные ресурсы, а также сайты, угрожающие их здоровью и развитию", - цитирует РИА Новости письмо сенатора министру, оказавшееся в распоряжении агентства.

По статистике Гаттарова, только 40% запросов в школьных браузерах относятся к образовательной деятельности. Из тех, что к ней не относятся, около 30% - это порнография и секс, 20% - торренты, P2P и социальные сети, 5% - ресурсы с ненормативной лексикой.

Неготовность фильтровать интернет-контент сенатор Гаттаров считает одним из крупнейших провалов Минобра при подготовке к новому учебному году. И не он один: еще в апреле 2012 года на эту проблему обратил внимание генпрокурор Юрий Чайка, но каких-либо заметных действий Минобрнауки не предприняло.

Сенатор полагает: если в домашних условиях безопасность ребёнка в Интернете обеспечивает семья, то в общеобразовательных учреждениях - это прямая обязанность государства, которая входит в компетенцию Минобрнауки России.

"В недавнем интервью ряду СМИ в Хабаровске вы заявили, что "сейчас важно определить технологически, как это можно сделать" и что "сейчас обсуждаете это с экспертами". С моей точки зрения, частный вопрос выбора технологий фильтрации не входит в компетенцию министерства, - пишет Гаттаров Ливанову. – Выбор конкретного решения - компетенция региональных органов власти и операторов связи, в то время как основной задачей возглавляемого вами министерства является разработка организационных стандартов и методических рекомендаций, а также осуществление мониторинга используемых в образовательных учреждениях средств контентной фильтрации".

Без видимого эффекта на создание различных систем контент-фильтрации для школ суммарно истрачено более 177 миллионов рублей средств федерального бюджета. В госзаказе 2011 года на 2012 год заявлялось создание централизованного решения, направленного на обеспечение мониторинга использования на рабочих местах.  Однако никаких работ по вводу решения в промышленную эксплуатацию в 2012 году не производилось, что подтверждают и результаты проверок Генпрокуратуры.

Гаттаров пишет, что проблема обеспечения безопасности детей в Интернете обсуждалась в январе на площадке его комиссии с участием представителей Минобрнауки, операторов связи и экспертов в области технических решений по фильтрации интернет-контента.

Тогда достигли договоренности о немедленном вводе министерством в промышленную эксплуатацию Единой системы мониторинга использования Интернета в школах, с учетом предыдущих разработок, а также опыта создания подобных систем в регионах, но за прошедшие восемь месяцев этого не было сделано.

Также не выпущены обновлённые методические рекомендации по подключению общеобразовательных учреждений к этой системе, которые необходимы в регионах.

"Вы фактически перекладываете всю ответственность за доступ детей к ресурсам, приносящим вред их здоровью и развитию, на плечи учителей. Именно учителя и директора школ в ходе прокурорских проверок получают выговоры и платят административные штрафы, в то время как ваши подчиненные бездействуют", - упрекает Ливанова Гаттаров.

Сенатор просит министра в кратчайшие сроки запустить в промышленную эксплуатацию систему централизованного мониторинга используемых в образовательных учреждениях средств контентной фильтрации, разработанную по госзаказу в 2011 году за счёт средств федерального бюджета; утвердить и направить в региональные органы управления образованием обновлённые методические рекомендации по подключению школ к указанной системе; обратить внимание на успешный опыт внедрения продуктов контент-фильтрации, включая местные системы мониторинга, в общеобразовательных учреждениях пилотных регионов, в частности Приволжского округа.