Кино

Сэндвич со вкусом песка: Гор Вербински о съёмках «Одинокого рейнджера»

1 1117

Режиссер Гор Вербински перед началом премьеры своего фильма "Одинокий рейнджер" в Театре "Россия". © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Представить «Одинокого рейнджера» в Москву вместе с Джонни Деппом приезжал Гор Вербински, режиссёр, подаривший миру «Мышиную охоту», «Ранго» и, конечно же, «Пиратов Карибского моря». Встретившись с мастером, Киноридус расспросил его о вестернах, а заодно узнал, сколь тяжело дались ему съёмки нового диснеевского хита.

На встрече с журналистами Гор Вербински говорит очень тихо – настолько тихо, что начинаешь бояться, «возьмёт» ли его слова диктофон. Но при этом отвечает вежливо, обстоятельно – интересно, таков ли он на съёмочной площадке? Что, так же тихо и вежливо командует своими ковбоями и пиратами?!. Посмотреть бы. Вообще, Вербински давно уже входит в то число режиссёров, фильмы которых смотреть настоятельно рекомендуется – хотя многие «киноведы» и отказываются признавать в нём настоящего «Автора». Ну да, он не побеждает – и даже не участвует! - в Каннах, но при этом отлично знает рецепт, благодаря которому его работы выделяются в общем потоке зачастую безликого мейнстрима. О его нешуточном потенциале в 1997-м всё сказала уже дебютная «Мышиная охота» – весёлая и неимоверно увлекательная история о том, как два непутёвых братца гонялись по всему дому за крохотным зверьком. Далее последовали «Мексиканец» с Брэдом Питтом и Джулией Робертс и ремейк японского «Звонка» с Наоми Уоттс. Но подлинно мировую славу Вербински обрёл благодаря «Пиратам Карибского моря», задавшим киноразвлечениям новую планку и получившим за прошедшее десятилетие уже три продолжения. Даже странно, что на фоне этого колоссального успеха почти незамеченным прошёл «Синоптик» с Николасом Кейджем. Но неудивительно, что все свои основные профессиональные лавры режиссёр сорвал за анимационного «Ранго»: академикам как-то не с руки было награждать «чистую развлекуху», но мультфильм в жанре вестерна – это же совершенно другое дело! «Оскар» этому парню в руки!..

Режиссер Гор Вербински, актеры Арми Хаммер, Джонни Депп и продюсер Джери Брукхаймер во время фотоколла актеров фильма режиссера Гора Вербински "Одинокий рейнджер" в здании Музея Московской Железной Дороги на фоне исторического парового локомотива в Москве. © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Впрочем, жизнь после «Оскара» никак не изменилась - потому как уже на следующее утро после той церемонии Вербински, не успев толком отпраздновать победу, приступил к съёмкам своего нового вестерна, на сей раз «вживую». И именно с «жанрового» вопроса Киноридус начал беседу с прославленным режиссёром за круглым столом, состоявшимся 27-го июня, в день, когда в Москве прошла «виповская» премьера «Одинокого рейнджера» с участием его создателей. Ведь вестерн - это сугубо американский жанр, который далеко не всегда приживается в других странах. И совсем не факт, что его с одинаковым энтузиазмом воспримет международный и, в частности, российский зритель. Гор, впрочем, этих «опасений» не разделяет:

- Людям в первую очередь нужна интересная история – вот, во что я искренне верю. Я не собирался подстраиваться под какой-либо конкретный жанр, я просто рассказывал имеющуюся у меня историю. Хотя да, студийные аналитики тоже опасались, что у нас ничего не получится. Но… Знаете, меня вдохновляли фильмы Серджио Леоне и Сэма Пекинпа. Они очень, можно сказать, индивидуальны – именно это мне особо и нравится в вестерне. Силуэт на горизонте - хрестоматийный элемент жанра, символизирующий Индивидуальность во всеобщем хаосе. Сегодня разглядеть этот самый силуэт становится всё сложнее – и потому столь хаотичны многие современные вестерны, в отличие, например, от классических фильмов Джона Форда. К тому же в вестернах всегда присутствует идея Выбора. И я хотел рассказать о том, насколько сильно в связи с этим усложняется жизнь обычного, рядового человека. В нашем «Одиноком рейнджере» идея очень проста: герою приходится примириться с тем, что мир вокруг него стал совершенно другим.

Кадр из фильма «Одинокий рейнджер»

Ещё на пресс-конференции, состоявшейся часом ранее, режиссёра спросили, ожидает ли он всплеска моды на ковбоев – подобного «пиратскому» буму, спровоцированного Джеком Воробьём. Вербински ответил в том духе, что предсказывать тренд – дело неблагодарное: ведь, думая только о моде, вряд ли создашь что-то достойное. Куда интереснее работать в своё удовольствие, рискуя и выходя из «зоны комфорта». Последствия, тем или иным образом отразившиеся в обществе, станут лишь приятным дополнением. Другой момент, что при более тщательном разборе «Одинокого рейнджера» понимаешь, что история-то здесь необычайно далека от обычной «сказочности» летних блокбастеров. Как-никак, корневая тема картины – одна из самых «больных» в истории США: борьба «понаехавших» бледнолицых с коренными жителями, говоря прямо – геноцид индейцев. Как «Дисней» решился выделить на такое 250 миллионов долларов?!

- Ну, если в фильме хватает и экшена, и юмора, то все его «серьёзные» темы пролетают под радарами, - пожимает плечами наш собеседник. - И получается, что «летний аттракцион» - хорошая возможность взяться за великую американскую легенду (коей является история Одинокого Рейнджера) и заодно по-новому взглянуть на то, что вроде бы всем и без тебя известно: что это за земля, что это за страна. То, что данный рассказ ведёт индеец, что мы видим все события его глазами, позволяет нам показать, как много мы взяли из «тарелки» коренных американцев. Но по сути своей фильм о другом – он о союзе двух непохожих людей, которые действует заодно в то время, как их мир безвозвратно рушится. Добравшийся до этой пустыни поезд не просто уродует красивый пейзаж, но превращает его в материальный объект, в объект торговли и использования. А вместе с ним таковыми становятся и коренные жители этих мест. Но у приехавшего на этом же поезде Одинокого Рейнджера своя концепция справедливости, своё благородное понимание хорошего и плохого. Только ценой страданий он понимает, что здесь всё подчинено деньгам и его кодекс требует пересмотра в соответствии с реальностью. Так что если и называть наш фильм «серьёзным», то лишь благодаря поднимаемому им серьёзному вопросу: «Какой ценой?». Ведь мы все едем сейчас на этом поезде, мы все любим свои айфоны, еду из «Макдоналдса», комфорт и всё прочее. Но какой ценой? Об этом мы чаще всего забываем.

Кадр из фильма «Одинокий рейнджер»

Кстати сказать, хотя в сюжете задействовано племя команчей, собственно в фильме играли представителей самых разных племён – тут уж обстоятельства вынудили съёмочную группу пойти против стопроцентной аутентичности. Хотя в целом «Одинокий рейнджер» максимально приближен к реальности и натурные съёмки велись «взаправду», а вовсе не на привычном уже хромакее: «Если бы мы воссоздали эти пейзажи на компьютере, скорее всего, они выглядели бы искусственно, в этом не было бы той честности, к которой мы стремились», - говорит режиссёр. И потому едва ли не единственная деталь фильма, в которую не хочется верить, – одичавшие зайцы (или кролики?) с болезненно острыми зубками, пугающие и очаровывающие одновременно: «Работая над сценарием, мы постепенно пришли к концепции, согласно которой даже сама природа выходит за привычные для неё рамки, словно бы протестуя против происходящего», - объясняет их появление Гор Вербински.

Впрочем, к мистике в его фильмах нам не привыкать – в «Пиратах Карибского моря» её было предостаточно. И вполне естественно, что переклички между той классической трилогией и новым «Рейнджером» видны невооружённым глазом. Хотя сам режиссёр этого и не замечает.

- Мне всё-таки кажется, что «Одинокий рейнджер» весьма отличается от любой рассказанной мною ранее истории. Тем более что работая над «Пиратами», мы начинали с абсолютного нуля, а в данном случае отталкивались от уже существующего материала с 80-летней историей, от радио-, а затем и телевизионного сериала. Ну, здесь тоже играет Джонни Депп, а мы все знаем, как он способен «увести» за собой весь фильм. Но сейчас у нас два равноценных героя, и Джонни более «щедр», так скажем, по отношению к Арми Хаммеру, давая ему возможность полноценного взаимодействия. Знаете, это как в теннисе, где надо не только отбивать мяч, но и подавать, и между этими двумя парнями возникает отличная «химия». В принципе, это же «бадди-муви», вся соль которого не собственно в сюжете, а в развитии отношений между персонажами. В этом смысле новый фильм точно отличается от «Пиратов». К тому же, ведь Джек Воробей постоянно пытается убедить всех и каждого в том, что он величайший пират в истории. А у Тонто подобного вовсе нет, он скорее грустный клоун, немногословный, с трагическим прошлым… Это совершенно разные герои.

Кадр из фильма «Одинокий рейнджер»

По разному сложился и съёмочный процесс: уж насколько непросто дались в производстве «Пираты» (можно себе представить!), но «Одинокий рейнджер», по словам Вербински, был куда мучительнее.

- Это мне раньше казалось, что нет ничего сложнее, чем снимать лодки и корабли: их ведь не заставишь стоять неподвижно! Но с поездами всё оказалось намного тяжелее. Корабль хоть можно развернуть, когда солнце за полдня поменяло своё положение на небе, - такая вот хитрость, позволяющая манипулировать даже естественным освещением. А поезд стоит на рельсах – и всё, куда его в таком случае двигать?.. Плюс к этому у нас были задействованы лошади, которые к тому же на большой скорости скакали по крышам вагонов, а это очень всё опасно - и потому снимается очень тщательно и медленно. Мы снимали сто пятьдесят дней, причём девяносто процентов сценария предполагало работу на натуре – и мы побывали в пяти штатах: в Колорадо, Юте, Неваде, Нью-Мексико и Калифорнии, снимали в Долине монументов и в Каньоне-де-Шей!.. Представьте себе: четыре сотни человек, целый караван из трейлеров, едущий через всю страну, как бродящий цирк, только без шатров!.. А вокруг - и слякоть, и дождь, и снег, порой вообще невозможно было работать. Иногда было настолько пыльно, что ты не видел того, с кем стоял нос к носу! Эта пыль была хуже всего, она была везде: летела в глаза, в нос, в уши... Идёшь в душ - вода аж коричневая из-за красной глины. Жуёшь сэндвич - а у него вкус песка. Восемь месяцев элементарной физической усталости. Совсем не так всё весело, как выглядит на экране, да?

Вот она – «закулисная» жизнь, то, что остаётся за кадром, то, про что и не должен догадываться зритель. Почти по Анне Ахматовой: когда б вы знали, из какой пылищи растёт кино, не ведая стыда... Однако наше время вышло. Что там будет в итоге с «Одиноким рейнджером» - пока никому неизвестно; но в том, что сам Гор Вербински уже вписал своё имя в историю мирового кинематографа, сомневаться не приходится. И потому мы пользуемся последней секундой, чтобы попросить его оставить автограф на принесённых - и столь дорогих сердцу - дисках. И с этого момента они становятся ещё дороже.

Кадр из фильма «Одинокий рейнджер»

См. также:

«Одинокий рейнджер» в «Обзоре кинопремьер»

«Джонни Депп и Арми Хаммер: «Это важно - носить маску»

«Джонни Депп и паровоз в Москве. Фоторепортаж»