В начале февраля информационные агентства сообщили, не побоимся этих слов, новость тысячелетия — патриарх всея Руси Кирилл должен встретиться с папой римским Франциском. Встреча запланирована на 12 февраля в аэропорту на Кубе. По результатам встречи предстоятели намерены подписать совместную декларацию о будущих взаимоотношениях между Ватиканом и Москвой. Новость оказалась настолько сенсационной, что помимо церковных СМИ ее с радостью подхватили и светские массмедиа. В свою очередь, в неравнодушных к вопросам веры кругах сразу же началась оживленная дискуссия на тему того, нужна ли эта встреча и что будут обсуждать главы Церквей.

Преданье дней минувших
Опасливый интерес паствы к встрече двух предстоятелей, безусловно, можно понять. Корни его уходят в прошлое, и для многих даже намек на возможность сотрудничества православных и католиков чуть ли не на генетическом уровне воспринимается как диверсия. Причина очевидна — почти тысячелетие противостояния, обагренное кровью с обеих сторон. Причем с православной стороны крови было значительно больше. Достаточно вспомнить и борьбу за северо-западные славянские земли с католическими военизированными орденами, и падение Византии, и захватнические действия Рима на исконно православной территории влияния — Украине. И это не говоря уже о существенных догматических различиях между двумя христианскими деноминациями.
Между тем на протяжении всего первого тысячелетия христианства разделения на католическую и православную церковь попросту не было (кстати, и то и другое название означает «православная», с той разницей, что «католическая» — это «православная» на латыни, а в русскую традицию слово «православная» попало из греческого языка, где оно звучит как «ортодоксиа»). Все поместные церкви росли из одного корня. Собственно, и в той и другой традиции главой Церкви до сих пор считается непосредственно Иисус Христос, а предстоятели являются лишь правопреемниками апостолов, так как получают в таинстве рукоположения ту же степень благодати Святого Духа, что и ученики Христа в первом веке. Интересно отметить, что католический первосвященник в современной нам традиции носит также титул «Наместника Сына Божьего», о чем извещает надпись на тиаре папы римского. Некоторые особенно яростные противники католицизма видят в в ней даже знаменитую печать Антихриста, так как, если в латинской надписи vicarius Filii Dei сложить все римские цифры, в сумме получится «число зверя», упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова. Сразу надо сказать, что к официальной позиции Православной церкви такая трактовка не имеет никакого отношения. При этом первоначально у христиан было всего пять глав Церквей, равных между собой по значимости, а именно — патриархи Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский и Константинопольский и папа римский. И все они достаточно мирно существовали на протяжении тысячи лет.
Проблемы начались после падения Римской империи, после того, как стало понятно, что прежнего Рима больше нет, а его сакральное и политическое место занял Константинополь. Вначале трения носили сугубо догматический и канонический характер, но к расколу не приводили. До тех пор, пока папа римский Лев в 1054 году не начал претендовать на верховную власть во всей Церкви, что крайне не понравилось патриарху Константинополя Михаилу Керуларию. Обменявшись рядом недружественных жестов, предстоятели предали друг друга анафеме, которая была обоюдно снята лишь в 1965 году папой Павлом VI и Вселенским (Константинопольским) патриархом Афинагором.
С момента раскола оба направления христианства стали развиваться автономно, вплоть до того, что в католической традиции появились новые догматы, отсутствовавшие в первые времена и эпоху Вселенских Соборов, когда, собственно, окончательно сложилось учение о том, как нужно исповедовать Христа.

Пути к «примирению»
Последовавшая после раскола тысяча лет была полна борьбы между двумя направлениями вероучения и со статистической точки зрения сложилась далеко не в пользу православия. Виной тому множество факторов, к основным из которых можно отнести падение Византийской империи, резкую экспансию империи Османской, а до этого Арабского халифата, крушение Российской империи. В результате кровавых геополитических игр оказалось так, что канонические территории Александрийского (Египет), Иерусалимского, Антиохийского (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн и т. д.) и Константинопольского (Стамбул) патриархата оказались либо под арабским, либо под турецким влиянием, то есть под влиянием народов, исповедующих ислам. Дольше всех в независимом состоянии держалась Русская православная церковь, выделившаяся после падении Византии из Константинопольского патриархата. Но в XX веке ее поработили люди, исповедующие атеизм.
Католицизму, наоборот, повезло больше. Более того, на протяжении нескольких веков папа римский стоял даже над политической властью в основном регионе распространения — Европе, благословляя на царство королей. В эпоху Великих географических открытий, в силу того, что основные открытия осуществлялись «наихристианнейшим» престолом Испании, католицизм распространился также и на Новый Свет. И если бы не Мартин Лютер и начавшаяся после него Реформация, разделившая католический мир на две части (католики и протестанты), то католицизм оставался бы безусловным гегемоном и в Европе и в Америках, и в Австралии, Африке и Азии (то есть там, где были европейские колонии) до сегодняшнего дня.
Безусловно, Рим не мог не пользоваться своим уникальным положением для того, чтобы пытаться утвердить свое господство над всеми христианскими территориями. Первыми такими попытками были знаменитые крестовые походы. Еще одной значимой для нас попыткой была Флорентийская уния (1438−1439 годы). Название данная христианская деноминация получила по имени города, в котором проходил собор, признаваемый католиками XVII Вселенским. В ходе этого высокого собрания, на котором, кстати, присутствовали и некоторые православные иерархи, был принят документ, признававший римские нововведения, возникшие после Великого раскола, то есть он как бы вновь объединил Церкви.
Однако, поскольку православная делегация изначально была поставлена в сложные условия, так как на нее оказывали давление и византийский император Иоанн VIII Палеолог, ожидавший военной помощи от Рима, и, собственно, сами условия приема миссии, из-за которых в течение почти полугода греческие делегаты не получали денег на пропитание, теми иерархами, которые не присутствовали на соборе, его решения приняты не были: для многих современников было очевидно, что православная часть Собора принимала решения под серьезным нажимом. Более того, представитель Русской церкви Киевский митрополит Исидор, являвшийся активным апологетом идеи униатства, на свою кафедру более не вернулся. А его действия подстегнули тогдашнюю Русь отделиться от Константинопольского Патриархата и создать собственную автокефалию с престолом в Москве.
Тем не менее на некоторых канонических территориях православной церкви решения Флорентийского собора прижились. В частности, обширная униатская община действует до сих пор на Украине. При этом ее деятельность существенно активизировалась после начала российско-украинского конфликта.

Дела сегодняшние
Собственно, на фоне вышеозначенного бэкграунда и должна состояться встреча патриарха Кирилла с папой Франциском. Как подчеркивается во многих сообщениях СМИ — первая в истории. И, по всей видимости, очень короткая, так как оба предстоятеля будут на Кубе проездом.
Тем не менее, как говорит католический священник Иакинф Дестивель, ассистент восточной секции Папского совета по содействию христианскому единству, несмотря на то, что встреча будет очень недолгой (если сравнивать ее с продолжительностью «стандартных» церковных соборов), готовилась она несколько лет. При этом отец Иакинф отмечает, что для папского протокола встречу даже можно считать продолжительной, так как она будет длиться около двух часов. В ходе переговоров, как предполагает Иакинф, стороны будут обсуждать текущую политическую обстановку, по которой есть точки соприкосновения. А именно — события на Ближнем Востоке, где сейчас фактически проходит геноцид по признаку вероисповедания — убийства христиан (о чем, кстати, неоднократно говорил патриарх Кирилл), а также ситуацию на Украине. При этом самой важной темой, говорит католический священник, которую могут обсудить между собой католики и православные, станет тема сближения по богословским вопросам.
В свою очередь представители Русской православной церкви подчеркивают, что догматические вопросы предстоятелями точно подниматься не будут. И, скорее, можно поверить представителям РПЦ, так как просто невозможно себе представить, чтобы всего лишь два, пусть и очень влиятельных, человека за два часа смогут договориться по вопросам, из-за которых ломали копья тысячу лет.
Более того, по мнению многих экспертов, патриарх просто не будет затевать этот разговор, так как он может вызвать ненужные осложнения перед большим Всеправославным собором на Крите, запланированным на июнь 2016 года. На нем предполагается обсуждать много вопросов, способных расколоть паству Московского патриархата. Например, отказ от «старого стиля» и повсеместный переход на «новый».
При этом ожидается, что российской делегации придется выдерживать серьезное давление со стороны Вселенского (Константинопольского) патриархата, давно растерявшего свое политическое влияние, но не утратившего пафосный статус и амбиции. Соответственно, приезжать на значимый Собор с бомбой в кармане для Москвы нет никакого смысла. Поэтому, как говорят в церковных кругах, встреча Франциска и Кирилла сведется лишь к политическим и социальным вопросам.
Для нас этого особенно важно, потому что, несмотря на то, что католическая церковь так же, как и многие остальные религии, переживает нелегкие времена, тем не менее она остается авторитетом для более чем миллиарда людей. И игнорировать ее влияние невозможно. Неслучайно, канцлер Германии Ангела Меркель намедни оскорбилась из-за заявления папы Франциска, сравнившего Европу с бесплодной женщиной. Настолько, что не поленилась совершить телефонный звонок понтифику, чтобы высказать свое «фи». То есть общение двух Церквей может быть мостом между нашим народом и народами Запада не только в вопросах веры, но и в политических вопросах. Что на фоне все обостряющегося противостояния на светском уровне отнюдь не будет лишним.