В отличие от своих коллег, одним из первых, кто принял приглашение и непоколебимо решил увидеть парад Победы в столице России, был президент Сербии Томислав Николич. И ему это решение далось не совсем легко, ведь сейчас Сербия находится на довольно серьезном политическом разломе, как внутри самой страны, так и на поле мировой политической арены. Выбор незамысловат, но сложен — это выбор сотрудничества, экономического партнерства, братских отношений и, естественно, будущего.
Неопределенность сербской политической элиты чувствовалась сразу по приезду президента в столицу. Сначала глава государства довольно четко дал понять, что его страна не собирается участвовать в «Турецком потоке», но позже выдал более мягкое объяснение своему изречению, как то, что Сербия не понимает путь реализации проекта, но не более того. Эти заявления уж точно не скрасили его визит. Ведь, даже несмотря на марширующих сербских солдат по Красной площади, высказывания о вынужденной поддержке санкций против России точно не добавят «теплоты» в отношения близких стран.
Мнения политиков так и не были услышаны, ибо были слишком размыты и неоднозначны. Корреспондент ФБА «Экономика сегодня» пообщался с самими сербами, чтобы узнать их позицию по столь тяжелому вопросу.
По большому счету, население Сербии приветствует настроения и план своих лидеров, как президента, так и премьер-министра Александра Вучича.
Адвокат Милош Кузман выразил, наверное, самую распространенную точку зрения населения страны: «Сербы хотят в Евросоюз, лично я этого желаю, но нам не хотелось бы портить отношения с Россией. Это глупо, когда из-за довольно надуманных разногласий страдает практически каждый участник данной междоусобицы. Если наше правительство ведет „двойную игру“, то это лишь оттого, что оно вынуждено стоять на таких позициях, его просто загнали в такие реалии». Более того, Милош отметил, что попытка Сербского правительства не влезать в чужие игры абсолютно логична, а сохранение стабильности в государстве, которое уже находилось «между молотом и наковальней» в 1990-х, — основной приоритет для подавляющего большинства сербских жителей.
Сербский экономист Никола Нешевич считает себя русофилом, но также стоит практически на тех же позициях: «Я — русофил и не скрываю этого, мне нравится политика России, как и сама страна. Но у сербов тоже есть своя страна — Сербия — и для нас ее интересы стоят на первом месте. То, что делают политики, не более чем попытка „не обидеть“ ни восток, ни запад. Нашей стране нужны кредиты для дальнейшего развития — это нормально, другое дело, что в попытке поймать двух зайцев можешь остаться ни с чем. Многие говорят, что пора уже Сербии определиться, на чьей она стороне, а я считаю, что довольно нелогично заставлять развивающуюся и дружелюбную для всех страну выбирать себе врага».
Позиция Евросоюза также не столь однозначна. На фоне апрельского присоединения Сербии к Механизму гражданской обороны ЕС, комиссар ЕК по вопросам расширения и политике добрососедства ЕС Йоханнес Хан в своем выступлении на Третьем Восточном форуме в Берлине довольно четко заявил, что, как минимум, в ближайшие десять лет расширение Европейского союза не планируется. Естественно, он имел в виду Украину и Сербию. Ту самую Сербию, которая неоднократно заявляла о том, что никогда не согласится на признание независимости Косово, чего от нее так ждет Евросоюз.
На данном фоне заявления сербского менеджера Милоша Стожинича выглядят более реалистичными. «Сербы — славяне и живут в Европе — этот факт, скорее всего, является камнем преткновения для дальнейших даже не политических, а исторических решений. Я не понимаю руководство нашей страны — нужно быть смелее. Даже ребенку понятно, что до 2020 года Сербия практически не имеет шансов вступить в Еврозону, хотя это чуть ли не основной политический вектор, на который ориентируются местные политики. А после провала с „Южным потоком“ на фоне высказываний России о прекращении поставок газа через Украину к 2018 году мы тоже можем остаться ни с чем. Наши политики должны уже перестать играть в эти игры и идти на поводу ЕС или России». Также Милош заметил, что нынешнее руководство страны имеет не самый высокий рейтинг при довольно аполитичном настрое населения. А на фоне их реформ, которые ни к чему не привели, их политические позиции в дальнейшем могут серьезно упасть.
К настоящему моменту мы имеем лишь неоднозначное правительство, которое, по заявлению министра экономики Желько Сертича, по сравнению с прошлогодним показателем, сократило экспорт товаров в Россию на 30%. И Сербию, которая не может выбрать вектор своего дальнейшего экономического развития наравне с правописанием, где можно использовать как латиницу, так и кириллицу.