Николич в среду прибыл с визитом в Россию; 10 марта он встретится с Владимиром Путиным.
Визит Николича напрямую связан с последними шагами Сербии в сторону НАТО. В феврале сербская Народная Скупщина ратифицировала план партнерства между Белградом и Североатлантическим альянсом.
Надо понимать, что позиция у Николича сложнейшая: Сербия со всех сторон окружена странами НАТО и у нее нет выхода к морю, сказала «Ридусу» сербская журналистка Татьяна Стоянович.
«Беда в том, что сближение Сербии с НАТО — процесс очень противоречивый. Это сотрудничество идет в вялотекущей форме еще с окончания бомбежек Югославии. Дальше, собственно, ни Белграду, ни Брюсселю идти не к спеху: обе стороны удовлетворены существующим уровнем отношений», — говорит она.
Другой вопрос в том, что Россия может предложить Сербии взамен. Ведь если Сербия и Россия хотят сближаться не на словах, а на деле, им обеим придется менять всю парадигму отношений не только между собой, но и с третьими странами, в первую очередь с членами ЕС и НАТО.
«В рамках же существующей парадигмы у Белграда и Москвы нет пространства для какого-то маневра», — подытоживает Стоянович.
Николич неоднократно заявлял, что Сербия хочет дружить со всеми, и на Востоке, и на Западе. Однако сейчас дружба с Востоком осуществляется больше на словах, в то время как дружба с Западом облекается в конкретные шаги, говорит сербский политолог Миодраг Миликич.
«Войска НАТО получили от Белграда дипломатический иммунитет. То есть они могут перемещаться по территории Сербии куда и когда им угодно, минуя досмотры на таможне. Но когда из Москвы попросили дать аналогичный статус подразделениям российского МЧС, Белград эту просьбу проигнорировал», — сказал он «Ридусу».
Сербия действительно не намерена ссориться с Россией, потому что получает от нее природный газ, потому что сербские товары беспрепятственно торгуются на территории РФ. А когда на юге Сербии случился весенний паводок, именно российские силы МЧС первыми пришли на помощь местному населению.
В разгар натовских бомбардировок Союзной Югославии в апреле 1999 года парламент страны проголосовал за присоединение республики к союзу России и Белоруссии. Югославский президент, российский и белорусский парламенты, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко поддержал это решение, однако, оно было заблокировано президентом РФ Борисом Ельциным.