Кино

Сериал «Измены» представил женское «счастье»: муж и три любовника

12 5869

У «Измен» было три громких составляющих — в том плане «громких», что на них можно было выстроить полноценную рекламную кампанию (собственно, она так и строилась). Это режиссёр, попавший однажды в «оскаровский» прицел; это актриса в зените славы, обыгрывающая на данном материале особенности своих предыдущих ярких ролей; и это сам материал, призванный в очередной раз напомнить стране, что секс у нас — несмотря ни на что — есть (на тот случай, если кто до сих пор сомневался).

Все три этих потенциальных плюса по итогам шестнадцати серий никак не выстрелили. Обернулись нулём, пшиком, полным творческим провалом. Давайте теперь разберём их в обратном порядке; очевидно ведь, что тема здесь такова, что все имена на её фоне определённо меркнут.

Трейлер сериала «Измены»

Суть «Измен» сводится к одному предложению: у бабы есть муж и три любовника. С одной стороны — это хорошо: не каждое кино, а уж тем более телепродукт можно описать так коротко, а краткость, как известно, сестра таланта. Но дальше — хуже: что делать с таким богатством авторы сериала не то что бы знают. Развитие идеи застопорилось уже на выборе формата реализации: что это — комедия про секс или драма про отношения?..

Тут нельзя не вспомнить, как тяжело и неловко было смотреть «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» — наш ответ «Сексу в большом городе», в котором от оригинала осталась разве что буква «в». Конечно, не было никаких сомнений, что «Измены"-то нам покажут, ого-го, зажгут!.. И что? Ничего. Ничего не изменилось: на словах секс вроде как есть, на деле же с ним — беда полная.

При провоцирующем постере (ставлю на то, что это фотомонтаж) — невероятная, прям-таки „винтажная“ стыдливость в кадре. При таких заявах — ни одной полноценной секс-сцены с главными персонажами!.. Градусник в попе — максимум дозволенной эротики, всё прочее — на уровне таблички „Здесь был первый секс Аси и Славы“. Был, представьте себе. Подключите, так сказать, воображение.

Ролик сериала «Измены» про табличку

Можно, правда, сослаться на то, что ТНТ — эфирный канал, где царят свои правила и ограничения. На это можно возразить, что для того, чтобы по-хорошему возбудить зрителя, вовсе не обязательно скидывать всякий раз с актёров одежды (чему в искусстве есть немало примеров). А во-вторых, делать кино с матом и сексом, но так, чтобы слова запикивались, а голые соски замыливались, — это действовать по принципу «и себя показать, и чтоб мама не ругала». Смелость которого — спорная.

Неочевиден даже взгляд на «проблему»: порицать героиню или одобрять? Вроде бы ведь ситуация из анекдота: повезло бабе (разве что изнасиловать забыли в добавок). Ну, а как же духовные скрепы?.. Любопытно, конечно, было наблюдать, как канал, за последнюю десятилетку внёсший, вероятно, максимальный вклад в разрушение этого (не сразу сформулированного) понятия, в своём самом «скандальном» продукте выбрасывает флаг в защиту семейных ценностей. Женщина, изменяющая мужу, вызывает сочувствие, а правильный подход должен не удивлять, а приветствоваться: «Сорок лет вместе — и не убили друг друга». «Наш брак — полное говно», — это неправильная позиция; семейная жизнь — обоюдная работа: вкалывайте — и всё постепенно получится. И ещё важная цитата: «Я отец, а ты сын, между нами не может стоять какая-то писька». Этого ли ждал зритель ТНТ от «Измен»? Не ошибся ли сериал со своей аудиторией?..

Ролик сериала «Измены» про правила

Выбор актрисы на главную роль был, разумеется, принципиальным и идеальным. По «наградному» показателю Елена Лядова сейчас — № 1: «Ники», «Золотые орлы», приз ММКФ, что ни фильм — то шумиха в обществе. Её вслух сравнивают с Мордюковой и заранее причисляют к «народным». С этим можно при желании соглашаться, но всё же следует учесть, что всё это признание пришло к Лядовой благодаря одному образу, умело и ненатужно растиражированному в тепло принятых критикой лентах. На поверхности, естественно, «Географ глобус пропил» и «Левиафан» — две жены, и каждая изменяет супругу. Совсем недавно третьим к ним прибавился «Орлеан» — гротескное преломление гулящей давалки.

Но можно ведь пойти и дальше, вспомнив и появление в «Елене», и самые первые ленты Лядовой — такие как «Солдатский декамерон» и «Собака Павлова»; не случайно ведь именно она сыграла Грушеньку в новейшей экранизации «Братьев Карамазовых». При всех прочих несомненных достоинствах актрисы нельзя не заметить, что блядовитость — её конёк, это та деталь, которая придаёт некое дополнительное измерение любой её роли. Как это получается и почему она так беззастенчиво эту свою «находку» эксплуатирует — это уже другие вопросы, но понятно, что «Измены» для Елены — пиковая точка. За которой придётся искать уже что-то новое, а то бесконечный самоповтор станет очевиден уже каждому.

Тем более что и правда пора. Ася не устаёт на разные лады повторять: «Я — женщина пожилая», «Я старая и страшная», «Во мне нет ничего», «У меня через всю мою жизнь большой шрам»… Что ж тогда они все липнут-то к ней?.. «Я просто люблю секс», — объясняет она (и нам отдельно уточняют, что оральный — в особенности), но верится в это с не отпускающим недоумением. Чего тут определённо не хватает, так это искры, от которой зажглось бы пламя — жар которого в свою очередь испарил бы любое сомнение. Вот тут очень кстати пришёлся бы толковый режиссёр, но… От такового здесь одно только имя.

Ролик сериала «Измены» про причины

Своей славой Вадим Перельман обязан удачному голливудскому дебюту: выстроенный уроженцем Киева «Дом из песка и тумана» претендовал в 2004-м году на три премии «Оскар» — что является безусловным достижением не только для выходцев из СССР. Однако воспользоваться успехом Перельману, судя по всему, не удалось: время идёт, а его американская карьера выглядит чисто условной. Второй фильм последовал только спустя четыре года, ещё один, вроде бы, только затевается. И впечатление такое, что здесь он куда известнее, нежели там. А то: присказка «наши люди в Голливуде» открывает многие двери.

Российский уровень постановщика определён сериалом «Пепел» — тот также с шумом раскручивался и оказался в итоге едва ли не главным разочарованием двухгодичной давности телесезона. Загубить любопытный сюжет, сделать плохой фильм с Машковым и Мироновым — что и говорить, это уметь надо.

В современной Москве Перельман, впрочем, чувствует себя куда увереннее, но хвалить «Измены» не за что. Не сказать, что здесь совсем уж нет «моментов», но по большому счёту что ни серия — то одна пустота в кадре. Очень поверхностная проработка характеров, вялотекущее действие, маловразумительная работа со съёмочными объектами. Сплошная тоска, с очень редкими и скромными победами.

Денис Шведов в роли Никиты Михалкова в сериале «Измены»

Особенно провалы сериала очевидны при попытке референсов — а здесь есть забавные отсылки как к «Левиафану», так и к творчеству Никиты Михалкова. Недаром ведь постоянно звучит рингтон с мелодией из «Свой среди чужих», а один из героев — его полный тёзка, появляющийся в жизни Аси в сцене, зеркально отраженной из «Инспектора ГАИ», советской драмы 1983-го года, где Михалков как раз сидел за рулём. Но Перельман проигрывает даже «совку», который пародирует — и с которым призван, вроде как, художественными методами бороться.

И совсем уж беспомощным оказывается финал; его описание можно с лёгкостью свести к двух вздохам главной героини: «Тебе не кажется, что маразм уже зашкаливает?» и «Прям сериал…». Избиение, похищение, пистолет, встреча всех со всеми, Мексика против Бразилии!.. Последние где-то серии четыре — это уже что-то с чем-то, сюжетный хаос и кавардак, свидетельствующий исключительно об одном: у нас порой ещё может возникнуть клёвая идея, с чего сериал начать, — но единичны случаи, когда теледеятели отчётливо представляют, как же им своё детище закончить. Говоря иначе, дыхания хватило на очень короткую дистанцию.

Глафира Тарханова, Евгений Стычкин и Павел Майков в сериале «Измены»

Не сработал на должную мощность и довольно толково подобранный актёрский ансамбль, который даже можно назвать относительно звёздным. Лядову в меру удачно оттеняет Глафира Тарханова, стаж которой на ТВ исчисляется десятилетием. Однако на полноценный первый план её героине выйти так и не удаётся: вроде как и выигрышных сцен полно, но сюжет сковывает, никак не давая Даше по-настоящему развернуться.

Куда больше простора у аккомпанирующего ей Евгения Стычкина, но ему и проще: никакой драмы, сплошная комедия. Запутавшийся муж в его исполнении — персонаж дружеского капустника; для такого рисунка роли достаточно личного обаяния и природной наглости — чего у Стычкина, как известно, навалом. Обвинять артиста в отсутствии «второго дна» в данном случае нелепо — такового ему не предложил сценарий, и в границах сериала он, разумеется, оказался большим молодцом, нежели все остальные.

Кирилл Кяро в сериале «Измены»

Среди мужчин Лядовой выделить следует наименее известного в данной компании Кирилла Кяро, которому, в отличие от Стычкина, достался мужчина переживающий и явно не имеющий поводов для смеха. Его героя порой даже жалко — и это сочувствие вызвано в первую очередь игрою артиста.

При этом более именитые Денис Шведов и Михаил Трухин разочаровывают, как только могут: первому играть попросту нечего, а душевные метания второго весьма слабо поддержаны ещё на сценарном уровне. Молодой Вячеслав Чепурченко выигрывает, чего скрывать, за счёт свежего лица, к тому же у его Славы хотя бы есть своя увлекательная история: если Вадим и Никита — любовники уже состоявшиеся и многое для себя понявшие, то богатенький мажор имеет пространство для манёвра, а вместе с ним — какие-то мечты и надежды.

Неожиданный камбэк Павла Майкова (Пчелы из «Бригады») в комедийной роли удивляет, в принципе, разве что тем, что на самом деле фильмография артиста полна разными названиями — судя по ней, снимается актёр постоянно. Почему же он единственный из той легендарной четвёрки не стал топовой звездой — вопрос настолько философский, что его лучше отложить в сторону.

Ну, а самым интересным лицом «Измен» оказалась Надежда Борисова, про предыдущие удачи которой сказать, кажется, совсем нечего. Здесь она играет водителя Даши Олю — женщину с интересным прошлым и загадочным будущим. По сути, единственная интрига сериала связана именно с её героиней: про остальных более-менее всё сразу ясно, но до самого конца не понять, чего хочет, чего добивается, какую игру ведёт она. Условно говоря, если бы у «Измен» задумывался так называемый спин-офф (отдельные серии про персонажа второго плана), его заслуживала бы только эта Ольга (но пока она не получила почему-то даже отдельного видеоролика…).

Надежда Борисова в сериале «Измены»

В целом от сериала остаётся чувство глубокой неудовлетворённости — измена иностранным хитам с отечественным производителем явно прошла не так здорово, как планировалось; осадок остался. Волей-неволей приходим к выводу, что одно дело — в жизни, а вот на экране с сексом у нас по-прежнему серьёзная напряжёнка.