Кино

Сериал «Озабоченные»: столичная жизнь с сексом и без

0 3022

По совету подруги Саша Гвоздикова переезжает из Екатеринбурга в Москву. Она вроде бы хорошо пишет, но пристроиться в столице не так-то просто: путь если не к славе, то хотя бы к обустроенной жизни укрыт не лепестками роз, а скорее их шипами. Но уныние — не по её части, тем более что и мужчина попадается статный.

Катя Неплюева — та самая московская подруга — на людях предпочитает притворяться, что всё хорошо: и муж богатый, и счастье в доме. Однако ж сковырнуть безобидное враньё — и всё выходит несколько иначе: сама — официантка, супруг — безработный, весь дом — небольшая квартирка. Да не так уж и страшно, на самом-то деле.

У Алёны Кремлёвой, подруги № 3, чуток иная ситуация: из армии возвращается жених — а как скрыть, что ему изменяла? Да и тот ли он, этот суженый? Вот и тут, получается, прямая дорога ехать вслед за Гвоздиковой — покорять своими формами столичную буржуазию.

Это, видимо, только у вас в Екатеринбурге после секса надо сразу бежать в загс. Вы знаете, что существует такое понятие как свободные отношения?

Трейлер сериала «Озабоченные, или Любовь зла…»

Оставим в стороне творческую судьбу Ирины Денежкиной и Семёна Слепакова — в титрах сериала они заявлены и как сценаристы, и как продюсеры. Ни в коей мере не отменяя их великих заслуг — но экономя место для другого человека. Без которого «Озабоченные» стали бы ещё одним комедийным сериалом ТНТ — но с которым они из пустячка автоматически превращаются в нечто куда как более осмысленное. Имя его — Борис Хлебников, он обладатель кинотавровского приза за режиссуру «Свободного плавания» и разделённого с Алексеем Попогребским «Серебряного Георгия» ММКФ за «Коктебель», участник конкурса Берлинского кинофестиваля с «Долгой счастливой жизнью». Один из тех, кто составил так называемую «новую волну» российского кино — и на ТНТ?.. Что это — падение в бездну или новый поворот на тянущейся в гору спирали?.. Скорее второе — и вот почему.

Смычка по-хорошему крупных режиссёров с народом назревала давно. Понятно, конечно, что авторское кино в любой стране уступает по популярности массовому, но у нас оно как-то уж совсем загнано в угол. Чуть какой фестиваль — мы этих авторов воспеваем и хвалим, чуть дело доходит до выхода премированного фильма в кинотеатр — возникает вопрос: «А где же зрители?..» И не то что нет совсем, этих зрителей (последующие цифры пиратских скачиваний показывают обратное), — отсутствует грамотная работа по выпуску «неформатных» картин в прокат (и приятные исключения только подтверждают правило). А как следствие — непонятно, что дальше делать с самими режиссёрами. Вновь давать денег на кино, которое не отобьётся?..

Какие-то толчки в правильном направлении случались и раньше, но разрозненно. А вот в нынешнем 2015-м можно, кажется, уже говорить о тенденции: Николай Хомерики, например, поставил фильм-катастрофу «Ледокол», Юрий Быков работает над космической драмой «Время первых». Бюджет у обеих картин таков, что следует предполагать, что выпускать их будут «событийно», с массированной рекламой и помпой. И правильно: никогда не будет лишним напомнить, что и Кристофера Нолана (да и не его одного) переманили в мейнстрим из «независимых». (К слову, и Хомерики, и Быков успели снять и по сериалу: «Тайны города Эн» нам ещё предстоит увидеть, а о «Методе» — ещё написать.)

Ольга Дибцева в сериале «Озабоченные, или Любовь зла…»

— Замуж зовёт?

— Он сам пока женат, так что пока не зовёт.

В отличие от многих своих коллег, друзей и соперников по конкурсу «Кинотавра», Борис Хлебников никогда не смотрел на мир с отчаянным пессимизмом. Его картины — образцы не «чернушного» (как давно в моде), а исключительно светлого кино (касается даже «Сумасшедшей помощи»). Да, в их сюжетах присутствуют неурядицы жизни, их темы очерчивают те или иные проблемы страны, к тому же звучит иногда матерное словцо (как не вспомнить  «Пока ночь не разлучит»). В совокупности это ошибочно воспринимается как «верный признак» тлетворного влияния такого рода работ на общественность и, в особенности, молодёжь. Но Хлебников любит своих героев такими, какие они есть, и его киноповести проникнуты не желчью, а доброй иронией в сочетании с мягкой печалью и благожелательным сочувствием. Разве что к «Долгой счастливой жизни» можно предъявить «обвинения», да и то — не враньём ведь движется эта история, а болью. Болью за то, что у нас так всё плохо, — и надеждой на то, что будет всё хорошо.

При безусловном «авторстве» работы Хлебникова всегда были больше «зрительскими»: ясными и понятными, глубокими, но без зауми, и чаще всего — смешными. Конечно, это был юмор особого рода — ближе не к гайдаевскому, а к данелиевскому (и уж точно не к «сортирному»). Не сказать, что на его фильмах так уж прямо все хохотали, но если задаться вопросом, кто вообще у нас сегодня способен снять действительно стоящую (не ширпотребную) комедию, — Борис Хлебников точно будет в числе потенциальных кандидатов. Вот, собственно, он и снял — полноценный и уморительный набор анекдотов, разделённый на 24 серии в среднем по 25 минут.

Другой трейлер сериала «Озабоченные, или Любовь зла…»

Вся «неприличность» «Озабоченных» задаётся уже вступительной сценой:

— Кто для тебя твой член? Ты как к нему относишься?

— Ну, как к другу, наверное.

С одной стороны, секс в сериале — не самое главное: скорее он выглядит пикантной приманкой, эффектным способом быстро и наверняка привлечь внимание потенциальной аудитории. Но с другой — без него, по чесноку, никак не обойтись: как любовь движет солнце и светила, так и интим (даже «без обязательств, просто трахаться для удовольствия») определяет каждое сюжетное направление. И тут находится место и залихватским остротам («Ты себя так ведёшь, как будто я Кеннеди убил», — комментирует муж переживания жены в связи с ненароком случившимся аналом), и тактичным нравоучениям. Знали ли вы, что ППА, например, прерванный половой акт, вовсе не даёт гарантии от беременности: на кончике члена в любом случае сидят сперматозоиды?.. А что может быть сильнее, чем это вот признание в любви: «Я удалил все тёлочные номера в телефоне»?..

«А я таблетка, соси меня, детка», — поют на титрах «Запрещённые барабанщики», лишний раз заставляя скаламбурить, что под запретом в этом сериале разве что политика. Раскованность и рискованность авторов доходят до того, что среди героев их фильма — бдительно выявленный общественностью «педофил» (ох, прям с огнём играют), а несостоявшаяся невеста дембеля приезжает в Москву с травкой, щепоткой которой расплачивается с бомбилой. Остальное случайно уходит на корм кролику, рождая гениальное: «Так его какашки скоро курить можно будет!»

Но нет-нет, да и обнажается сквозь поток шуток на грани фола интеллигентное нутро съёмочной группы — хотя бы в сцене, где лирический герой пересказывает свою жизнь сюжетом «Трёх товарищей» Ремарка. И подмечает потом, что новая подруга — единственная из его любовниц, раскусившая подлог; а если б не было этой «разгадки» — велик ли был бы процент «попавшихся»? И сколько ещё таких «фиг» подложено в каждой серии?.. Так что точно: «Озабоченные» лишь только делают вид, что язвят бездумно и хаотично; а вглядеться, вдуматься — и на поверку всё окажется куда серьёзнее. Впрочем, «серьёзно» — это неверное слово для комедии.

— А куда тётя Алёна собирается?

— На хрен собирается твоя тётя Алена… Это плохое слово, его нельзя говорить.

Фрагмент из сериала «Озабоченные, или Любовь зла…»

Однако сюжетные загибы и заведомо крылатые фразы ( «Идите тогда все в жопу!.. Извините, в жопочку!») — разве это не достоинство бумажной первоосновы, сценария? Несомненно. Причём же здесь режиссёр, про которого столько было сказано?.. А притом, что не каждый смешной сценарий равно сработает в процессе его переноса на экран. Тут нужна работа и с актёрами, и с камерой, и с монтажом — за итог отвечает не отдельный компонент, а сцементированная цельность всех элементов. Ответственность за которую и лежит традиционно на плечах режиссёра, в данном случае — на Борисе Хлебникове.

Евгения Калинец в сериале «Озабоченные, или Любовь зла…»

Отдельно отмечать актёрские удачи — увеличивать текст статьи вдвое: прекрасны все, и давно знакомые знаменитости, и новые открытия. Ольга Дибцева и Евгения Калинец — Алёна и Катя — браво, браво! Николай Шрайбер — муж Неплюевой — зачёт! Юрий Колокольников — молодец (хотя и не без огрехов). Из разношёрстного второпланового состава упомянуть следует хотя бы Евгения Цыганова — актёра, которому не в лом появиться в кадре у друзей даже на пару-тройку, но исключительно выразительных минут (аналогичный по времени эпизод у него будет и в скоро выходящей «Стране ОЗ»).

Но главная звезда «Озабоченных», разумеется, — неизменно юная Мария Шалаева; на наших глазах появляется третья (после «Русалки» и  «Я буду рядом») великая роль в её фильмографии. «Опасная ты женщина», — говорит Гвоздиковой столичный мачо, что чуть позже она подтверждает решительным и бесповоротным действием: «Да, я очень странная, и ещё психически неуравновешенная». Мат в той сцене аккуратно прикрыли лязгом посуды — а то б мы от неё и не такое услышали!..

Ролик сериала «Озабоченные, или Любовь зла…», посвящённый героине Марии Шалаевой

Сериалу ещё расти и расти — если график эфира не изменится, последние эпизоды выйдут только через месяц. Но первая треть — отменная, просто отличная. Так что хочется пожелать всем создателям «Озабоченных» дальнейших творческих успехов и — обязательно! — безоблачного счастья в личной жизни.

«Озабоченные, или Любовь зла…», ТНТ, понедельник — четверг, 20:30